Когда зародилась экономика как наука. Когда возникла экономическая наука как самостоятельная дисциплина? Что означает слово «экономика»

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Когда и как возникла реальная экономика?

2.

3.

4.

5. Пути преобразования производства.

1. Когда и как возникла реальная экономик?

В отечественных и зарубежных учебниках по экономической теории ничего не говорится о том, ко­гда и почему возникла хозяйственная деятельность людей. Некото­рые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Арис­тотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом со­здания реальной (от лат.Realis - существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в на­стоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качествен­ные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Как определила историческая наука, хозяйственная деятельность людей началась на завершающем этапе «каменного века», который был назван неолит (от греч. neos - новый, litos - камень). Предки человека примерно 2 млн лет назад еще мало отличались от остальных живых существ в поисках пищи - они занимались собирательством «даров природы» и охотой. Такой способ жизнедеятельности позволял людям питаться примерно один раз в три дня. Средняя продолжительность жизни человека составляла 40 лет. В результате усиливалась угроза гибели людей.

Вместе с тем предки современных людей отличались необычными и решающими особенностями: прямохождением на двух ногах, высокой приспособленностью рук к трудовой деятельности. К тому же благодаря наличию у людей высокой организации нервной системы они были способны к полезной интеллектуальной деятельности. Вполне заслуженно человек был отнесен к биологическому виду Homo Sapiens («человек разумный»).

Примерно 10 тыс. лет назад был найден спасительный выход. Состоялся исторически решающий переход от простого собирательства природных продуктов к производству экономических благ. Этот переход многие исследователи назвали «неолитическая революция». Такая революция была связана с изготовлением орудий труда из камня с помощью пиления, сверления и шлифования. Одновременно создавались: кремниевые ножи, наконечники стрел и копий для охоты на диких животных; изделия из кости и рога для рыболовства. Из дерева делали долбленные челны, весла, лыжи, сани. Изготавливалась глиняная посуда и др. Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида:

1) земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2) развитие охоты и рыболовства.

Неолитическая революция внесла большие перемены в жизнедеятельность людей: утвердился оседлый образ жизни, резко увеличилась численность населения. Если в начале каменного века плотность населения была очень низкой (менее одного человека на 3 км2), то в неолите она увеличилась примерно в 10 раз.

Для выяснения сущности и роли реальной экономики, необходимо знать ее главную цель и пути ее достижения.

2. Главная цель хозяйственной деятельности людей.

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом при­нято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразде­лить на два рода:

а) естественные блага - продукты природы (лес, земля, плоды

Растений и деревьев и т.д.); естественные блага делят­ся на два вида:

- готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

- природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

б) экономические блага - результат созидательной деятельности

Людей; экономических благ , также подразделяются на два вида:

- средства производства - природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

- предметы потребления - блага потребительского назначения.

различие между двумя видами благ мате­риального производства указывает на два основных подразделения:

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления.

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики - произ­водства.

3. Значение производства для развития экономики.

Важнейшим принципом (от лат. principium - основа) хозяйствен­ной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря без­остановочному развитию производства. Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяй­ствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). На­конец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично­го потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена

Из сказанного напрашиваются следующие выводы:

От количества создаваемых благ в решающей степени зависят все другие составные части экономики - сколько продуктов рас­пределяется, обменивается и потребляется;

Объем и качество изготавливаемых на производстве продуктов в первую очередь определяют уровень и качество жизни членов общества.

Учитывая решающую роль производства в развитии экономики, важно разобраться в вопросе: каковы могут быть возможные изме­нения производственной деятельности? В связи с этим предлагается решить следующую задачу.

Такое круговое движение благ означает застойное состояние эконо­мики. На протяжении многих веков это было типично, например, сель­скому хозяйству, где применялся ручной труд. Второй вид графического видоизменения реальной экономики мож­но уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, как те можно увидеть в воронке водоворота. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных бедных странах Африки и Азии, а также во время экономического кризиса, падения производства в высокоразвитых странах.

Третий вид графического видоизменения производства и потребления выглядит как спиралевидное движение с расширяющимися оборотами. Это свидетельствует о прогрессе (от лат. progresus - движение вперед) - развитии реальной экономики к более совершенному и передовому состоянию.

После сопоставления трех вариантов возможных изменений со­стояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

4. Новые потребности как движущая сила экономики.

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено ре­альной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности чело­века, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития матери­альной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

- физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

- потребность в безопасности (защите от внешних врагов и пре­ступников, помощи при болезни и т.п.);

- потребность в социальных контактах (общении с людьми, име­ющими те же интересы; в дружбе и др.);

- потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

- потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возмож­ностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек по­разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические по­требности. У людей такого ограничителя нет. При благоприятных хозяйственных и других условиях потребно­сти более всего способны к возвышению - безграничному росту в количественном и качественном отношении. Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жиз­ни тенденции к возвышению потребностей.

При спиралевидном движении производства и потребления начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Возвышение потребностей происходит в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали.

Возвышение потребностей по вертикали означает переход от одного - более низкого по качеству - вида запросов к более высокому виду.

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества.Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.

Та б л и ц а 1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2008 г.

Телевизоры

Холодильники и морозильники

Стиральные машины

Легковые

автомобили

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством. Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

5. Пути преобразования производства.

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты. Верно или ошибочно такое суждение?

Уровень реальной экономики в первую очередь зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов (от лат. factor - дела­ющий, производящий).

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и практические навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд. Рассмотрим труд в материальном производстве.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятель­ность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабли­вают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместную дея­тельность.

Второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Главное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, маши­ны, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благода­ря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные зда­ния, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или со­вокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которо­му не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике) и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные. Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности. Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в XVI-XVIII вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших мас­штабах стало использовать творческую силу качественно совершен­но нового фактора прогресса - достижения науки и техники. Наука и техника породили революционные перемены в производ­ственных процессах, которые стали осуществляться путем примене­ния машин, химических и других методов. Ограниченные возмож­ности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы - сознательным применением естествознания. В ре­зультате резко ускорились качественные преобразования в соответ­ствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие пре­образования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производитель­ности труда и эффективности производства. Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работ­ник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по­мощью показателя: Эп = В/Р,

где В - объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р - величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, про­гресс техники и технологии вызывает вполне естественную эконо­мию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффектив­ности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвыше­ние потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности пере­стают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начав­шийся технический прогресс развивается неравномерно и за опре­деленный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической эконо­мики. Так исторически назревает необходимость перехода производ­ства экономических благ на более высокую орбиту. За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в следующем:

Первая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Неолитическая революция (орудия нового каменного века) - 10 тыс. лет назад

2. Новая сфера хозяйства - Сельское хозяйство (2/3 работников) и ремесло

3. Использование достижений науки - Зачатки науки никак не связаны с производством

4. Источники энергии в производстве - Ручной труд людей

5. Передача информации - В устной и рукописной форме.

10 тыс. лет назад произошла неолитичес­кая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях - земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производи­тельных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличе­нию численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, ко­торые свойственны производству с применением ручного труда. Та­кое противоречие было преодолено на второй стадии производства

Вторая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Промышленный переворот (60-е гг. XVIII в. - 60-е гг. XIX в.)

2. Новая сфера хозяйства - Промышленность (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Научные основы переворота возникли в XVN-XVШ вв. (задолго до промышленности)

4. Источники энергии в производстве - Энергетическая революция: на первом этапе - паровая техника (паровозы, пароходы) - XVIII в., на втором этапе (рубеж XIX - XX вв.) - электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты и др.)

5. Передача информации - На бумажных носителях (изобретение книгопечатания в XV в.) и радио

Для второй стадии производства характерны следующие каче­ственно новые процессы:

Главным является машинизированное промышленное произ­водство;

Промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

Быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей стра­ны;

Важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутрен­него сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населе­ния: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недоста­точны для современного этапа развития потребностей. Ведь при ме­ханизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество из­делий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природ­ном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противо­речие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и каче­ственном отношении - уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной на­учно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традицион­ных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

Третья стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Начало НТР с 40-50-х гг. XXв. Первый этап - ведущая отрасль - электронная. Второй этап (1970-е гг. - начало XXI в.) -микроэлектронная информационная революция

2. Новая сфера хозяйства - Услуги (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Слилось воедино научные и технические революции

4. Источники энергии в производстве - Новый источник электроэнергии - АЭС (атомные)

5. Передача информации - На первом этапе - большие ЭВМ. На втором этапе - микроэлектронные (персональные компьютеры, Интернет)

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

Наибольшее развитие получает сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

Наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений создаются блага, которые не суще­ствуют в природе;

Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются дости­жения информатики и вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

Научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастает во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики. Об этом подробно говорится в теме 15.

План

Введение

1. Что означает слово «экономика»?

2.Первобытное хозяйство: основные этапы его развития, черты и особенности

2.1 Эпоха палеолит

2.2 Появление родовой общины

2.3 Эпоха мезолита

2.4 Эпоха неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

3. Переход от родовой к соседской общине

3.1 Основные формы соседской общины

Заключение

Используемая литература


ВВЕДЕНИЕ

История экономики - наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: «история хозяйственного быта», «история народного хозяйства», «экономическая история». В России в последние годы прижилось название «история экономики».

Отсутствие единого общепризнанного названия - результат разного подхода к определению предмета науки. Некоторые ученые рассматривают историю экономики как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных исторических этапах. Русский экономист П. Маслов, в частности, считал, что история народного хозяйства - это история производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Авторы учебника «Экономическая история зарубежных стран» (Минск, 1996) предлагают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смыслах. По их мнению, предметом экономической истории в широком смысле является «экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле - это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства».

М.П. Рачков различает «экономическую историю» и «историю экономики», считая последнюю структурной частью первой наряду с историей экономической политики и историей экономической мысли.

История экономики - наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Довольно дискуссионным в отечественной историографии является вопрос о периодизации истории экономики. Следует заметить, что и в XIX в. по этому вопросу также не было единомыслия. Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:

Дикости;

Пастушескую;

Земледельческую;

Земледельческо-мануфактурную;

Земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Его последователь Б. Гильдебранд определял периоды развития экономики по способу обмена продукции:

Естественное хозяйство;

Денежное хозяйство;

Кредитное хозяйство.

Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему историю хозяйственной деятельности людей разделить на три периода:

Замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);

Городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);

Народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще на стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:

Изолированное хозяйство;

Общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

Районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

Национальное хозяйство (появление мануфактур);

Мировое хозяйство (господство фабрик).

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50-70-е гг. XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально-управляемого и децентрализованного (рыночного).Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.


1. Что означает слово «экономика»?

Охарактеризуем термин «экономика» - слово (или сочетание слов), которое четко определяет изучаемое понятие. Понятие - это мысль, которая обобщает признаки какого-то предмета, явления. Прежде всего, важно обратить внимание на то, что термин «экономика» определяет не одно, а два понятия. Первое означает хозяйственную деятельность людей, второе же характеризует науку, изучающую такую деятельность. Первое из них характеризует реальную (существующую в действительности) экономику, или хозяйственную деятельность людей, а второе - теоретическую экономику, или экономическую теорию, которая научно изучает практическую хозяйственную деятельность.

Сразу же встает вопрос: что возникло раньше - реальная экономика или экономическая теория?

Как известно, реальная экономика возникла 10 тыс. лет назад. А первые попытки как-то объяснить происходящие процессы относятся к периоду рабовладельческого строя. Однако первоначально суждения об экономике видных мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, а позднее и средневековых государств были отрывочными, поверхностными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной действительности.

Экономическая теория возникла примерно три века назад, когда в Англии, Франции и других странах сложилась капиталистическая экономика. Именно в этот период выдающиеся экономисты стали проводить целостные и глубокие научные исследования, основной задачей которых было выяснить, как в масштабе всей нации создается богатство общества.

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н.э. Это соединение двух слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства или коротко учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага. За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну и всю планету. Сейчас реальной экономикой называют, прежде всего, хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира в целом.

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Под экономикой понимается:

· совокупность производственных отношений, экономический базис общества;

· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли;

· основа всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

История развития общества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Эта форма отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счете определяет инертность общественного хозяйствования, низкие темпы его развития.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарная форма хозяйствования зародилась как противоположность натуральной, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элемент экономической жизни общества. Предпосылкой возникновения рынка стало общественное разделение труда.

По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки:З Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл:

Ответы Экономика (Яковлев) .docx

1. Зарождение и развитие экономической науки. Этапы развития экономики

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первобытном обществе люди владели зачатками экономических знаний. Началом ее считают законы вавилонского царя Хаммурапи и экономические заповеди в Библии. Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (6-5 век до н. э.). Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт, Платон и Аристотель (5-4 века до н. э.) сформулировали исходные положения экономической теории. В их трудах получила отражение организация домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев. Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства. Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась значительно позже, а именно в период становления рыночной экономики, т.е. в условиях становления капитализма в XVII-XIX вв. В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа (направления): донаучный этап; этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии; этап развития экономической теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.

На первом этапе экономическая теория возникла как «экономия» (ойкономия). Оно состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Следовательно, «экономия» – это наука о домоводстве или о домашнем хозяйстве.

Второй этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Впервые термин «политэкономия» появился в работе Антуана Монкретьена. Этот термин состоит из трех греческих слов: «политейя» – общество, государственное устройство; «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Отсюда следует, что политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Во второй половине XIX в возникает третий этап развития экономической мысли именуемое «экономикс». экономикс» – это наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. Термин появился в 70-х гг. ХIХ в. в работе А. Маршалла «Принципы экономикс»

2. Теоретические школы экономической науки

В развитии экономической теории как науки различают следующие теоретические школы и направления : меркантилизм, физиократию, английскую политическую экономию, марксистскую экономическую науку, неоклассическое, кейнсианское, институциональное, неолиберальное направления, теорию общественного выбора.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец, торговец). Ее представителями в XVI-XVII вв. были: А. Монкретьен, У. Стаффорд, И. Посошков В. Татищев и др. Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торговле (деньги, золото). Они утверждали, что вывоз денег и золота из страны уменьшает ее богатства, а ввоз – увеличивает. Однако, во время торговой сделки не возникает никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

Во Франции возникла вторая теоретическая школа – школа физиократов(«физиократия» в переводе с греческого – власть природы). Основоположником этой школы является Франсуа Кенэ. Его последователями были А.Тюрго, Дидро, Руссо и др. Единственным источником богатства они считали природу, а именно труд в сельском хозяйстве. Следовательно, экономическая теория (политическая экономия) должна заниматься изучением сельского хозяйства. Промышленность, на их взгляд, является «бесплодной сферой», т.е. второстепенной отраслью, которая лишь преобразует вещества природы. Однако такой подход является неверным, так как

сама по себе природа (сельское хозяйство) без приложения капитала и труда не может создавать богатство.

Представителями третьей теоретической школы являются англичане В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.), а именно труд. Они заложили основы трудовой теории стоимости, доказали, что стоимость любого товара определяется затратами общественного труда, что рост богатства в обществе осуществляется за счет прибыли

Жизнь общества весьма разнообразна. Для изучения различных сфер его существования человечеством создано множество научных дисциплин. Одной из них является экономическая теория. Изучение этой науки непременно нужно начинать с истории ее возникновения и развития. Это позволит лучше понять непростую дисциплину.

Определение экономики

Существуют разнообразные трактовки этой многоплановой и емкой дисциплины, каждая из которых является верной. С одной стороны, экономика - это хозяйственная деятельность человека. С другой - национальное или домашнее хозяйство. Разговор может идти об экономике предприятия, отрасли или всей страны. Но как бы там ни было, данная теория является фундаментом любого общества.

Она представляет собой систему жизнеобеспечения государства, решая задачи не только производства, но и дальнейшего распределения и потребления разнообразных благ. Можно смело утверждать, что экономика возникла вместе с человеком. И сегодня она продолжает свое существование на благо всех людей.

Экономическая наука

Возникновению любой из дисциплин предшествует попытка людей решить определенные вопросы, связанные с обеспечением своей жизнедеятельности. Экономика и экономическая наука также появились по этой причине. Стоит сказать, что зачатками знаний по данной дисциплине люди обладали еще в первобытном обществе, когда определенную часть любого добытого продукта получал каждый его член.

Экономическая наука изучает правила, которые помогают государству, фирме или человеку решить свои экономические проблемы. Именно поэтому знание данной дисциплины важно для развития любого общества.

Этапы становления

Экономика и экономическая наука продолжали развиваться вместе с человеком. Нормы и правила данной дисциплины впервые были зафиксированы в документах, изданных в государствах Древнего Востока. Это был кодекс законов Вавилонии, который приняли еще в 8 в до н. э. Экономические заповеди человечеству записаны и в Библии. Относятся они ко 2 и 1 тысячелетиям до нашей эры.

Считается, что основные этапы развития экономической науки все же берут свое начало в античном обществе. Появление этой научной дисциплины связывают с трудами философов Древнего Рима и Греции. Первоначально их сочинения рассматривали лишь управление домашним хозяйством и домоводство.

Считается также, что основные этапы становления экономической науки как самостоятельной дисциплины имели место лишь в 16-17 веках. Произошло это в период появления капиталистического строя. Именно в это время стали развиваться связи внутри предприятий и между семьями, начали формироваться международные и национальные рынки. Государство все больше и больше стало обращать внимание на экономическую жизнь общества. Все это и послужило причиной более широкого распространения дисциплины по производству и потреблению различных благ.

Основные этапы развития экономической науки включают и возникновение политической экономии. Этот новый термин впервые появился в 17 в. после выхода книги Антуана де Монкретьена - экономиста из Франции. Труд, который назывался «Трактат по политической экономии», развивал теорию о необходимости жесткого правительственного контроля над существующим рынком. Здесь уже не рассматривалось управление домашним хозяйством. Политэкономия стала представлять собой науку о закономерности формирования национального рынка. Иначе говоря, дисциплина значительно расширила сферу своего изучения. Таковы основные этапы развития экономической науки (кратко).

На сегодняшний день теорию о производстве и распределении различных благ в каждой стране называют по-разному. Так, в Турции и Швеции это «национальная экономика», а в Финляндии данный термин звучит как «учение о хозяйстве». В современной России названием дисциплины является «общая экономическая теория».

Предмет изучения

Во все времена экономисты интересовались широким кругом проблем, стоящих перед человеческим обществом. Именно поэтому не было единой трактовки предмета изучения данной дисциплины. Если одни специалисты полагали, что наукой рассматриваются вопросы материального благополучия людей, то другие утверждали, что теория решает вопросы организации потребления и обмена. Существовало и множество других мнений.

Современная экономическая наука исходит из того, что предметом ее изучения является проблема ограниченных ресурсов общества и безграничности материальных потребностей человека. В нынешнем обществе дисциплина решает задачу получения максимальной выгоды при минимально произведенных затратах.

Система экономических наук представляет собой общую теорию. При этом в дисциплине выделяют три основных раздела:

Введение в экономическую теорию;
- микроэкономика;
- макроэкономика.

Все разделы экономической науки имеют большую значимость. Однако первый из них особенно важен. Он выполняет фундаментальную и методологическую функции. Именно поэтому без его изучения невозможно освоение как микро-, так и макроэкономики.

Второй раздел науки рассматривает малые хозяйственные единицы, давая объяснение выбору, который делают фирмы и частные лица. Что касается макроэкономики, то здесь изучаются крупномасштабные явления рынка, возникающие на уровне государства и всего общества. Второй и третий разделы экономической науки четких разграничений не имеют. Микро- и макроэкономика тесно связаны между собой. И это не удивительно, ведь все решения, принимаемые на уровне хозяйственных единиц, оказывают непосредственное влияние на формирование национального рынка.

Функции экономической дисциплины

Какова роль науки о производстве и распределении создаваемых обществом благ? Основная функция экономики - познавательная. Дисциплина описывает, обобщает и объясняет все процессы сфер производства и потребления.

Система экономических наук опирается на экономику, которая является основной методологической базой всех ее направлений. Это вторая основная функция данной дисциплины. Теория разрабатывает средства и инструменты для изучения экономики торговли и промышленности, транспорта и общественного питания и т. д.

Экономическая наука выполняет и практическую функцию. Она указывает на все желательные и нежелательные шаги и меры, которые важны для процветания общества на данном этапе его развития.

Существуют определенные социально-экономические науки. Их основная функция заключается в изучении различных аспектов поведения индивида в обществе. К таким наукам относится социология и политология, а также психология. Предмет изучения данных дисциплин частично совпадает с предметом изучения экономической теории.

Методология

Предмет, рассматриваемый любой наукой, изучается с помощью определенных способов. Методы экономической науки различны. В их перечне находятся:

1. С ее помощью экономические явления изучаются со стороны их формы и структуры.
2. Анализ. Этот метод подразумевает изучение каждой части рассматриваемого предмета по-отдельности.
3. Индукция. Это метод следования от частного к общему и построения на основе собранных фактов определенной теории.
4. Дедукция. Основной принцип данного метода заключается в построении гипотез, которые впоследствии сравниваются с фактами.
5. Сравнение. Это способ, выявляющий сходство и различие процессов, а также явлений и позволяющий выявить новое через уже изученное.
6. Аналогия. Данный метод подразумевает перенос некоторых свойств с уже изученного явления на неизвестное.
7. Диалектика. Это метод, использующий обширный набор разнообразных приемов познания.
8. Научная абстракция. Она предполагает неизменность всех явлений экономической сферы, помимо изучаемого.
9. Исторический метод. Данный способ позволяет оценить особенности, которые имеют различные экономические системы.
10. Его применение предусматривает переход от простого к более сложному.

Существующие методы экономической науки включают в себя и экономико-математическое моделирование. Оно представляет собой упрощенное описание действительности. Такая модель должна оказать помощь в определении причин различных экономических явлений, их изменений, закономерности, а также тех последствий, которые они могут нести.

Зарождение экономической науки

Систематизация столь важной для человеческого общества дисциплины шла параллельно со становлением государств. Первые этапы экономической науки проходили в периоды расцвета стран Древнего мира. Истоки этой дисциплины нашли свое отражение в трудах философов и некоторых государственных правителей. Эти мыслители стремились идеализировать рабовладельческое общество и опираясь при этом на нормы этики, нравственности и морали.

Начальные основные этапы развития экономической науки были пройдены благодаря философам Древней Греции. В своих трудах они систематизировали наивные отрывочные представления о производстве и распределении материальных благ. При этом произошло зарождение новой дисциплины, имеющей научный облик.

В списке этих выдающихся мыслителей находятся Ксенофонт, Платон и Аристотель. Причем основные этапы развития экономической науки от возникновения до наших дней невозможно описывать без упоминания этих ученых. Ведь именно Платоном было введено понятие «экономика». Этот философ первым сделал попытку обоснования правильности разделения труда и выделил такие отрасли, как торговля, ремесло и сельское хозяйство. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству и полагал естественным существование свободных людей и рабов.

Огромный вклад в развитие экономической науки внес Платон. Он создал теорию идеального государства, основой существования которого является справедливость. По его мнению, при таком общественном строе каждый должен заниматься только тем, что он способен делать в наибольшей степени.

Свой вклад в развитие экономической науки внес и Аристотель. В его трудах нашли отражения все области знания, которые существовали в то время. По мнению Аристотеля, рабство - это основа любого производства, а рабы - живые орудия труда. При этом он утверждал, что человек не способен существовать вне государства и общества.

Развитие экономической науки получило свое продолжение в эпоху ведения феодального хозяйства. При этом теория производства и распределения благ имела богословский характер. В трудах философов эпохи Средневековья оправдывалось экономическое господство церковных и светских феодалов. Одним из таких ученых был арабский государственный деятель, философ и историк Ибн Хальдун.

Основные этапы развития экономической науки и экономических систем невозможно описывать без упоминания его трудов. Ибн Хальдун настаивал на искоренении жадности и расточительства, отрицательно высказывался о крупных ростовщических операциях и утверждал о богоугодности торговли. В противовес теориям философов Древнего мира, арабский мыслитель возвел деньги, сделанные в виде монет из золота и серебра, в категорию важнейших элементов хозяйственной жизни.

В Западной Европе наиболее значимыми авторами экономической мысли в эпоху Средневековья явились Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый из этих двух философов настаивал на всеобщей необходимости труда, высказывая мысль о равноценности умственной и физической формы. При этом мыслитель считал большим грехом получение торговой прибыли и ростовщическую деятельность.

По теории Фомы Аквинского, все вещи на Земле принадлежат не людям, а богу. Именно поэтому по своей природе они должны быть общими. Философ осуждал ростовщичество, но настаивал на необходимости существования сословий и частной собственности.

Создание школ экономической теории

Закончились мрачные времена Средневековья. Но основные проблемы экономической науки так и не были решены. Они состояли в том, что философы стран Древнего мира, а также Средневековья не смогли составить единого учения. Их взгляды обладали отрывочным характером.

Эпоха Возрождения стала периодом создания первой школы экономической теории. Она носила название меркантилизма, что в переводе с латыни означало «торговать». Приверженцы данной теории отождествляли богатство нации с серебром и золотом, источником которых являлась сфера обращения. Представители этой школы не были теоретиками. Большую их часть составляли купцы-мореплаватели.

В те времена, когда еще не были сделаны великие географические открытия, сформировался ранний меркантилизм. Актуально данное направление было до середины 16 в. Представители этой школы видели только законодательные пути для увеличения богатства. Они запрещали вывоз серебра и золота, а также ограничивали импортные операции.

С 16 до середины 17 века получил свой рассвет поздний меркантилизм. Основой учения данной школы являлось увеличение потока экспорта, по сравнению с импортом товаров. Приверженцы школы позднего меркантилизма полагали, что при сохранении активного баланса торговли страна будет становиться богаче. Представители этого течения разрешали заниматься вывозом за пределы страны золота и серебра. Это позволяло осуществлять выгодные торговые сделки. В то же время импорт облагался большими пошлинами, а экспорт всячески приветствовался.

Проблемы экономической науки после второй половины 18 в. решало учение физиократов. На его основе была создана школа французских экономистов.

Физиократы утверждали, что источником богатства любой нации является сфера материального производства, а не обращения. При этом они говорят о значимости только земледельческого труда. Приверженцы данной теории делят все общество на три класса:

Земледельцев;
- собственников земли;
- всех прочих граждан.

Последний из этих трех классов физиократы называли бесплодным.

Классическая школа политэкономии

Свое название это направление получило за истинно научный характер своих методологий и теорий. Школа политэкономии возникла в конце 17 в., достигнув своего расцвета в 18-19 вв. В развитии этого течения может быть выделено четыре этапа. Первый из них длился с конца 17 до второй половины 18 в. Это был период, когда бурно развивались рыночные отношения, а экономическая мысль сосредотачивалась на сфере производства. Представители данной школы, в числе которых были англичанин и француз Пьер Буагильберг, утверждали, что нация становится богатой не только благодаря драгоценным металлам. Значимую роль в этом играют также дома и земли, товары и корабли.

В последней трети 18 в. начался второй этап развития классической политэкономии. В этот период были написаны труды Адама Смита - шотландского философа и экономиста. Он внес неоценимый вклад в развитие экономики, изложив эту дисциплину как целостную теорию, найдя взаимосвязь между всеми ее элементами. А. Смит утверждал, что только личный интерес мотивирует человека к хозяйственной деятельности. По мнению философа, все люди стремятся к накоплению богатства и улучшению своего материального положения. При этом осуществляемая индивидом деятельность способствует расцвету общества. Философ полагал, что законы экономики будут действовать только в условиях свободной конкуренции и беспрепятственном передвижении капитала, денег и товаров.

В первой половине 19 в. начался третий этап развития школы политэкономии. Это был период, когда в большинстве развитых государств завершился промышленный переворот.

Ярким представителем данной школы явился Д. Риккардо. Им было завершено создание классической политэкономии. Несомненной заслугой Риккардо является его изложение дисциплины в логической последовательности и систематизации имеющихся на то время экономических познаний. Ученым была сформулирована которая послужила доказательством взаимовыгодности международной торговли.

Важное место экономической науки в развитии общества было доказано на четвертом, последнем этапе школы классической политэкономии, который начал свое существование во второй половине 19 в. Наиболее яркими представителями этого течения стали Джон Стюарт Милль и Карл Маркс.

В своих работах ученые опирались на положения классической школы, но в то же время выдвигали новаторские идеи. Они утверждали о необходимости участия государства в экономическом и социальном развитии общества, рассуждали о социалистическом строе, защищали и отстаивали интересы рабочего класса. Так, Карл Маркс создал теорию о неизбежной гибели капитализма и возможности устройства общества без частной собственности, которая в дальнейшем не подтвердилась на практике.

Современные школы

Множество новых экономических течений было сформировано на рубеже 19 и 20 веков. Эти школы принято считать современными. В период, когда экономическая наука получила прикладной характер, сформировалось такое направление, как институционализм. Название этого термина обозначает «образ действия», а также «обычаи» и «наставление».

Основные этапы развития экономической науки до институционализма представляли собой рассмотрение различных сфер жизни общества. Но эта школа, в отличие от всех остальных, строится на идее осуществления «социального контроля» над экономической сферой.

Институционализм прошел в своем развитии три этапа. Окончание первого из них приходится на 20-30-е годы 20 в. Второй этап длился до 60-70-х годов. Это был период рассмотрения демографических проблем, изучения профсоюзного движения и противоречий, имеющихся в социально-экономическом развитии капитализма. На третьем этапе представители школы изучали влияние процессов, протекающих в экономической сфере на социальную жизнь общества.

Институционализм имеет несколько направлений:

Социально-правовое;
- психологическое;
- конъюнктурно-статистическое.

Среди новых экономических течений выделяется маржинализм. Его представители первыми в истории этой науки предприняли попытку исследовать явления рынка при помощи математических методов, положили начало теории о размещении производительных сил, объяснили поведение людей их желанием получить максимальную полезность и т. д.

Существуют и такие новые теории экономики, как кейнсианство и неокейнсианство, дирижизм и посткейнсианство, неолиберализм и монетаризм.

Экономика - емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика - хозяйственная деятельность людей, для кого-то - домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика - система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика - фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука - отрасль знаний, посвященная изучению правил, позво­ляющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономи­ческих проблем.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали за­чатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравни­тельным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное рас­пределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компен­сировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общест­венного сознания.

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э. Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» - дом, хозяйство и «nomos» - правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI-XVII вв. вместе с возникновением капита­листического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обу­словили необходимость более широких экономических знаний.

Термин «политическая экономия» появился впервые в XVII в. Его возникновение было связано с выходом в свет книги фран­цузского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615), в которой автор предлагал устано­вить жесткий правительственный контроль над рынком. Название науки было составлено из трех греческих слов «politeia» - общественное устройство и уже известных «oikos» и «nomos». Политическая экономия рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. Политэкономия - это наука хозяйствования в государстве, наука о за­кономерностях развития хозяйства на государственном уровне. Появление нового термина не было случайным, поскольку именно в это время сформировался национальный рынок ряда экономически развитых государств.

В конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин - «экономике» , появление которого также было вполне за­кономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы. В результате после выхода в 1891 г. книги Альфреда Маршалла «Принципы экономике», термин «экономике» утверждается в большинстве англоязычных стран.

Необходимо отметить, что сегодня экономическая теория преподается под названием, более всего соответствующем нацио­нальному языку и особенностям социально-экономического развития каждой конкретной страны. Например, в Швеции и Турции это «национальная экономика», в Финляндии - «учение о хозяйстве», в Греции - «экономика», во Франции - «политическая экономия». В Россию термин «политическая экономия» проник с Запада и утвердился на долгие годы. После революции политическая экономия в значительной степени превращается в элемент идеологии. Сегодня экономическая теория в нашей стране восстанавливает свой статус и как научной дисциплины, и как базы всех прочих экономических наук. Наиболее распространенное название дисциплины у нас в стране - «общая экономическая теория» или «экономика».