Уроки литературного чтения в начальной школе. Особенности уроков литературного чтения в начальной школе II. Речевая разминка

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

3-е изд., доп. - М.: 2017. - 112 с.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Литературное чтение. 1 класс», календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов.

Формат: pdf

Размер: 679 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Что читать и как читать: концептуальные подходы к урокам литературного чтения в начальной школе 3
Научно-методические основы курса «Литературное чтение» и их реализация в УМ К для 1 класса 11
Реализация концептуальных идей ФГОС НОО в учебном курсе
«Литературное чтение» (первый год обучения). Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов 15
Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 15
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» (первый год обучения) 15
Личностные 34
Метапредметные 35
Предметные 37
Методические особенности работы по обновлённому учебнику «Литературное чтение» (1 класс). УМК «Литературное чтение» (1 класс) 40
Особенности структуры учебника. Формирование УДД 40
Особенности структуры и содержания урока в учебном курсе «Литературное чтение». Методические задачи при работе
со структурными элементами урока 48
Особенности проведения уроков по учебнику «Литературное чтение» (1 класс) 57
Методические разработки уроков к разделу «Жили-были
буквы» учебника «Литературное чтение» (1 класс) в контексте системно-деятельностного подхода 60
Структура и содержание других компонентов УМК 102
Календарно-тематическое планирование 106

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но только лишь в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, когда на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется только техническая сторона чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя в этот период значительно шире - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
При первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка на значения слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения у овладевшего грамотой ребёнка достигает 20-30 слов в минуту при послоговом чтении. Естественно, такой уровень не может обеспечить глубокое понимание текста при самостоятельном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты, и навык у него будет сформирован сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок.

Тема разработки:

Урок литературного чтения по произведению

В. Осеевой «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Ф.И.О.: Шутова Екатерина Александровна

Должность: учитель начальных классов

МБОУ «Школа 156 им. Б.И. Рябцева»

Индекс и почтовый адрес: 603068, Нижний Новгород,

ул. Красносормовская, д.6, кв.5

Контактные телефоны: 89524461221

Тема урока: В. Осеева «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Задачи урока :

Предметные:

    соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

    оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы;

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Организационный момент (1 мин)

Рады слышать мы звонок,

Думать, спорить, размышлять!

Учащиеся садятся за парты.

Мотивация учебной деятельности

Ребята, по дороге на урок мне вручили необычную телеграмму, адресованную вам. (слайд 4)

В ней сообщается, что на одного мальчика напал страшный зверь и грызет его по ночам. Он очень просит вас помочь ему. Узнать, как зовут зверя и как с ним справится. У вас есть предположения, что это за зверь?

Еще мне стало известно, что это зверь как-то связан с произведением, которое мы читали на прошлом уроке. О каком произведении я говорю?

Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это.

Учащиеся предлагают варианты.

О произведении В. Осеевой «Почему?»

Личностное УУД

Положительное отношение к учению

Актуализация знаний о произведении

Ребята, чтобы помочь мальчику, нам надо как следует вспомнить прочитанный текст и всё, что мы уже успели о нём узнать.

К какому жанру относится произведение?

Какой вид текста отвечает на вопрос «Почему»?

Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

Восстановите последовательность событий в рассказе на своих карточках.

(Приложение 2, слайд 5)

    Бум наказан.

    Мальчик с собакой.

    Сын признался.

    Чашка разбилась.

    У каждого своё почему.

    Это…Бум!

  1. Расстроенный лай.

    Все дома!

    Он будет жить в будке!

    Бум один на крыльце.

Проверим ваши версии

Посмотрим, в каком порядке события происходили на самом деле.

Рассказ

Рассуждение

Учащиеся выполняют задание на карточках.

Учащиеся высказывают свои версии

Учащиеся сравнивают свои работы с правильным ответом

Познавательное логическое УУД обобщение

Действие по плану

Работа по карточкам

Высказывание вывода по работе

Постановка учебной задачи

Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы постарайтесь определить, на какой вопрос мы должны сегодня с вами найти ответ (слайд 7)

Почему сегодня снег все укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?

Ребята в каких случаях задают вопрос «Почему»?

Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (слайд 8)

Учащиеся слушают стихотворение.

Когда хотят выяснить причину.

Мы должны определить причину поступков героев в рассказе «Почему?» В.Осеевой.

Познавательное логическое УУД анализа на основе устного восприятия текста

Коммуникативное УУД

Диалог с учителем.

Регулятивное УУД

Сохранение учебной задачи

Исследовательская работа

Задача, стоящая сегодня перед нами, очень трудна. Она требует умения смотреть на проблему с нескольких сторон. Поэтому работать вы будете в парах.

Я очень прошу вас помнить о том, что при этом виде работ надо не только высказывать своё мнение, но и быть внимательным к другому члену своей команды. Всё, что скажете вы или ваш товарищ - очень важно. (Приложение 3)

Учащиеся получаю карточки для работы в парах, обсуждают задание. После чего выполняют его.

Регулятивное УУД

Действие по плану

Работа по карточкам

Коммуникативное УУД

Осуществление совместных действий в группе

Групповая работа

Вывод (3 мин)

Как вы ответили на вопросы и какой вывод вы сделали?

После всех ответов вопрос учитель открывает слайд 9.

После вывода – слайд 10.

Каждая пара учащихся даёт свои ответы на вопросы и высказывает итог, к которому она пришла.

Коммуникативное УУД

Формулировка мысли

Высказывание вывода по работе

Первичное закрепление

А сейчас я предлагаю вам обозначить ваше отношение к герою. Но не просто так, а с помощью красок и карандашей. У каждого из

вас есть лист бумаги. С одной его стороны вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Итак, какие же цвета у вас получились?

Учащиеся работают самостоятельно на выданных листах

Учащиеся озвучивают свои варианты цветовых сочетаний. Показываю готовые работы.

Регулятивное УУД

Моделирование

Чтение учебника

А сейчас давайте найдём в тексте описание, как почувствовал себя мальчик после того, как признался маме.

Что, как вы думаете, помогло мальчику осмелиться на признание? (слайд 11)

1) мальчика мучила совесть;
2) мальчику было жаль Бума;
3) мальчик боялся наказания;
4) мальчик жалел маму.

Учащиеся зачитываю цитаты

Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Познавательное УУД

Смысловое чтение

Работа с учебником

Выражение собственных мыслей

Познавательное УУД

Осуществление анализа

Работа с текстом

Ребята, почти каждый из вас сказал слово «совесть». А что оно обозначает? А как вы сами его понимаете?

В словаре Ожегова мы можем найти такое определение слову «Совесть» (слайд 12)

Учащиеся дают свои ответы

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своѐ поведение перед окружающими людьми, обществом.

Регулятивное УУД

Познавательное УУД

Коммуникативное УУД

Выражение собственной мысли

Самостоятельная работа и самопроверка

Я думаю, что каждый из вас знает пословицы и поговорки про совесть. Вспомните их самостоятельно и попытайтесь объяснить их значение.

Наш урок подходит к концу. Но мы до сих пор не нашли ответ на вопрос, что же за зверь такой грызет по ночам мальчика, который прислал нам телеграмму?

Может быть, кто-нибудь из вас догадался? Чтобы помочь вам, я дам вам подсказку. Еще одну поговорку про совесть.

Учащиеся дают свои ответы:

Без зазрения совести.

Про его совесть можно написать повесть

Учащиеся отвечают, что совесть - самый страшный зверь. Если она не чиста - ночью спать не сможешь.

Личностное УУД

Положительное отношение к познавательной деятельности, преодоление трудностей

Самостоятельная работа

Контроль результата деятельности

Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Личностное УУД

Домашнее задание

Пересказ с.96-103

Составить синквейн к слову «Совесть»

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Принятие и удержание учебной задачи

Рефлексия

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Что чистая совесть очень важна для человека. Она помогает ему спокойно жить и ничего не бояться.

Учащиеся дают себе оценку, поднимая квадратик соответствующего цвета

Красный – плохо понял

Желтый – остались вопросы

Зеленый- всё понятно.

Регулятивное УУД

Адекватная оценка своих достижений

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно - учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» - читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

Цели:

  1. учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  2. развивать фонематический слух, внимание, память, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию.

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Ход урока.

1 . Организация на работу.

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

- Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

Произнесем первые звуки «лишних» слов. Сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слово машина начинается со звука [м], слово мяч - со звука [м`], значит тема сегодняшнего урока – «Чтение слогов, слов и текстов с буквой «м » .) В соответствии с темой урока сформулируем цели урока.

в) Фонетическая зарядка:

  • чистоговорки:
    МА-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо - едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

  • игра «День-ночь»:
    На наборном полотне поочередно выставляются слова: рамы мыло – лопата.
  • работа над скороговоркой:
    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.

Кто молоко лакал?

Кто булку в молоко макал?

Что делал кот?

Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

3. Изучение нового материала.

1) Чтение текстов на с.91:

а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

Какие имена собственные есть в тексте?

б) словарная работа:

В этом тексте встречается словарное слово молоко.

- Сколько слогов в этом слове?(3)

Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о ).

Словарное слово молоко пишется стремя буквами о.

-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

Пей парное молоко – силу нам дает оно!

в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

г) чтение – разведка:

Найдите предложения, в которых говорится:

Что у Максима в сарае?

Чем кормил Максим кроликов?

Что сделала Ира?

Сколько раз в тексте употребляется слово кролики ?

Назовите слова с буквой «м».

Физминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.

д) чтение текста «Мама» парами.

Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

Какую песенку спела мама?

2) Словесное рисование по рис. на с.92.

Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Любопытный учитель»

Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

Куда ты любишь ходить? (в музей)

Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

5. Закрепление и применение знаний.

а) печатание слов.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)

Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

б) работа над схемами слов

К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

6. Подведение итогов урока.

Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

7. Рефлексия.

На доске:


При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Разработка урока литературного слушания
в 1 классе

Тема:

Мир сказок

ШАРЛЬ ПЕРРО
« КРАСНАЯ ШАПОЧКА »

Подготовила: учитель начальных классов

Болтачева Татьяна Петровна

2015-2016 учебный год

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: слушание сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока: создать условия для восприятия произведения на слух и воспроизводить его фрагменты в собственной речи;

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач;

продолжить работу по развитию устной речи; обогащать словарный запас;

развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения; воспитывать нравственные качества;

Планируемые результаты:

  • Предметные: Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
  • Метапредметные: Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Учиться формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.

Познавательные: применяют модели для получения информации,

Регулятивные: принимают позицию слушателя, оценивают уровень овладения учебным действием «Я знаю», «Я умею»

Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном, проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, парный, фронтальный.

Средства обучения для учителя : мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся : тетрадь на печатной основе, разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки - самоделки, маски волка и Красной Шапочки

План урока:

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

Ничего ты не забудь:

Отправляемся мы в путь!

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы узнаете, какая это сказка.

1. Как только Кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их. Потом положил в мешок капусты, закинул мешок на спину и пошел в лес, где водилось много кроликов.

2. И хотя этот мальчик действительно был ненамного больше пальца, умом он во сто раз превосходил какого-нибудь переростка. Братья и даже отец часто обращались к нему за советом.

3. Ж ил-был однажды человек, у которого водилось множество всякого добра, но, к несчастью, борода у этого человека была синяя, и эта борода придавала ему такой безобразный и грозный вид, что все девушки и женщины, бывало, как только завидят его, так давай бог поскорее ноги.

4. Бабушка Красной Шапочки жила на другой стороне леса, через который к ее домику вела длинная извилистая тропинка. Каждую неделю Красная Шапочка вместе с матерью навещали бабушку и приносили ей корзинку с гостинцами.

5. Опечаленный, стоял принц наверху лестницы и уже собрался уходить, как вдруг заметил что-то внизу. Это была туфелька, которую потеряла прекрасная незнакомка.

Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? (Сказки)

А какую цель мы должны поставить п еред собой? –Внимательно слушать сказки.

Как вы думаете, что общего у этих сказок? (автор)

Рассказ учителя: Шарль Перро - французский сказочник.
Впервые выпустил свои сказки в 1697 году.
В это время Ш.Перро было 68 лет. Он решил подписать сборник «Сказки матушки Гусыни» именем своего одиннадцатилетнего сына. Сказки Шарля Перро стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времён, памятником национальной культуры.

А вот узнать, с какой сказкой мы познакомимся сегодня, вы сможете, выполнив задания в парах . (собирание паззла) – «Красная шапочка»

III. Постановка учебной задачи.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;

IV. «Открытие нового знания» (слушание художественного произведения)

V. Первичное закрепление.

1.Эмоционально - оценочная беседа.

Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?

Докажите, что прослушанное произведение сказка?

Почему сказка называется “Красная Шапочка?”

2. Изготовление модели обложки. (выбор из 3 предложенных)

Физкульт минутка

3.Словарная работа.

Вспомните и назовите слова, которые вам запомнились, непонятные для вас.

Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.

На доске запись:

деревня

Дровосеки

Мельница

Башмачки

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?

А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти …”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”

4. Характеристика поступков героев

В любой сказке есть сказочные герои, давай те их еще раз назовем.

Какие из них положительные, а кто отрицательные?

Давайте попробуем дать характеристику всем героям сказки.

Упражнения в чтении.

На доске:

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Театрализация.

Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?

Учащиеся инсценируют диалог волка и Красной Шапочки.

Раскрашивание картинки в тетради (стр. 22)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). – продолжи предложение

Мы сегодня слушали…

Мне было интересно….

Сказка «Красная Шапочка» учит нас….

Я бы посоветовал Красной Шапочке….

За работу на уроке я бы похвалил….

Я бы посоветовал быть более активным…

Самооценка по слайду.

Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа с. Елизаветино

Аткарского района Саратовской области

Сценарий урока

литературного чтения в 4 классе

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Выполнила: учитель начальных классов

Болтачева Татьяна Петровна

2014-2015 учебный год

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».
  2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
  3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
  4. Развивать образное мышление, речь, воображение.
  5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  6. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
  7. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование

Основной приём: беседа

Формы работы. Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная

Место урока в учебном плане. Второй урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Оборудование.

Для учителя:

  1. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  2. Пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Видео.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации и видеоклипа. Слайдовая презентация по теме «И. А. Бунин. Листопад»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс. №2» (авт. Л.А. Ефросинина)
  3. Альбомные листы для создания книжки-малышки.

I. Организационный момент. (слайд 2)

Задача: настроить уч-ся на рабочий лад, организовать их активную деятельность.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.


- Мы начинаем урок литературного чтения.

Как вы думаете, ребята, глядя на заставку презентации, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы детей: читать, рассуждать, анализировать стихи, находить рифмы, строфы и. т.д.)

II. Сообщение целей урока (слайд 3)

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.

Ребята, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

А также ответим на главный вопрос – для чего И.Бунин написал это стихотворение?

1. Выступление заранее подготовленных детей.

1-й ученик: Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

2-й ученик: В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернулся домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

2. Слово учителя об И.А.Бунине.
Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность.
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина. (слайды 4-8)

III. Подготовка к первичному восприятию.

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Что вы услышали в музыке?

Что почувствовали?

Что представили себе, пока слушали музыку?

Эта пьеса называется «Октябрь».

Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

IV . Работа над первичным восприятием стихотворения «Листопад».

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем.

Какие чувства вы испытали? Какое настроение стало у вас?

Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

V . Проверка первичного восприятия стихотворения.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

1. Беседа по выявлению первичного восприятия стихотворения. Исследовательская деятельность.

Понравилось ли вам это стихотворение?

Какое время года описывает поэт? Докажите.
- О каком явлении природы идет речь?

Кто главный герой этого стихотворения?

Что это за слово – листопад? Докажите.

Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова.

С каким чувством поэт описывает лес?

2. Составление модели обложки (творческая работа) – слайд 10

Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?

Назовите жанр, тему этого произведения.

Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый)

VI. Постановка учебно-практической задачи.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и ее направление.

Задача: проанализировать текст стихотворения, научиться читать выразительно.

Вы прослушали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?(найти средства художественной выразительности, объяснить незнакомые слова, рифмы и т.д.)

VII. Вторичное чтение.

Задача: отобрать необходимый материал для работы, найти новые непонятные слова.

Задача: определить правильность и понимания произведения и поставленной задачи.

1. Чтение учащихся стихотворения про себя.

2. Словарно-лексическая работа (слайд 11)

Объясните значение слова завороженный.

Подберите синонимы к словам:
Лиловый -

Золотой –

Багряный -
Лазурь –

VIII. Чтение стихотворения с анализом.

Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях.(читает ученик) - слайд 12

1. Чтение по частям. Анализ каждой части. Работа над анализом средств художественной выразительности.

Первое художественное средство - сравнение (чтение по четверостишию, анализ)

С чем сравнивает поэт лес?
Найдите и зачитайте этот отрывок. - Что такое терем? (ищем в толковом словаре)

С чем ещё сравнивается лес? (со стеной) Сравнения, употреблённые в этом отрывке -

Ёлочки , как вышки ; просветы в небо – оконца ; паутина – как сеть из серебра ; мотылёк – точно белый лепесток ;

Работа в тетради (стр. упр.1) – найти и подчеркнуть сравнения

Эпитеты - слайд 15

2 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» (10 строк)

Что говорит о елочках?

Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы?

Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

Кто хозяйка терема?

Докажите словами текста.

Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

Кто такая вдова?


Почему говорится «тихой вдовой»?

Докажите, что использован прием олицетворения.

3 часть до слов «Стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной».

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Докажите.

А когда бывает много паутины?

А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"…

Давайте и мы послушаем листиков шуршанье.

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Прочитайте последние строчки.

Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

IX. Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Ветер тихо клён качает

И листочки обрывает.

Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад.

X. Подготовка к выразительному чтению.

На что надо обращать внимание при подготовке выразительного чтения?

Логические ударения поставьте самостоятельно.

XI. Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте выразительно стихотворение вслух.

XII. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

Задача: определение главной мысли стихотворения, организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.

А теперь скажите, о чем это стихотворение?

Кто написал это стихотворение?

Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?

А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Что можете сказать о поэте, как о человеке?

Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).

XIII. Домашнее задание.

1. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

2. Творческая работа «Проба пера» р.т. стр.38 задание 5

XIV. Рефлексия.

У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!


Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета "Урок литературного чтения в начальной школе"

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее - УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, - но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника - основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.