Иконы апостолов. Чему молятся перед иконами святых апостолов Икона собор 12 апостолов ее значение

За годы своей жизни Иисус приобрел много последователей, среди которых были не только простолюдины, но и представители царского двора. Одни желали исцеления, а другим было просто интересно. Число людей, которым он передавал свои знания, постоянно менялось, но однажды он сделал выбор.

12 апостолов Христа

Конкретное количество последователей Иисус выбрано не просто так, поскольку он хотел, чтобы народ Нового Завета, как и в Ветхом завете, имел 12 духовных начальников. Все ученики были израильтянами, причем она не были просвещенными или богатыми. Большинство апостолов ранее были обычными рыбаками. Священнослужители уверяют, что каждый верующий человек должен наизусть выучить имена 12 апостолов Иисуса Христа. Для лучшего запоминания рекомендуется «привязать» каждое имя к определенному фрагменту из Евангелия.

Апостол Петр

Брат Андрея Первозванного, благодаря которому и произошла встреча с Христом, с рождения получил имя Симон. Благодаря своей преданности и решительности он был особенно близок со Спасителем. Он первый исповедал Иисуса, за что его называли Камень (Петр).

  1. Апостолы Христа отличались своими характерами, так Петр был живым и вспыльчивым: он решил идти по воде, чтобы подойди к Иисусу, и отсек ухо рабу в Гефсиманском саду.
  2. Ночью, когда арестовали Христа, Петр проявил слабость и, испугавшись, трижды отрекся от него. Через какое-то время он признал, что совершил ошибку, покаялся, и Господь его простил.
  3. Согласно писанию апостол 25 лет был первым епископом Рима.
  4. После прихода Святого Духа Петр он был первым, кто делал все для распространения и утверждения церкви.
  5. Умер он в 67 году в Риме, где его распяли вниз головой. Считается, что на его могиле построен собор Святого Петра в Ватикане.

Апостол Петр

Апостол Иаков Алфеев

Об этом ученике Христа известно меньше всего. В источниках можно найти такое имя – Иаков Меньший, что придумано для отличия от другого апостола. Иаков Алфеев был мытарем и проповедовал в Иудее, а затем, он вместе с Андреем отправился в Эдессу. Есть несколько версий о его кончины и погребении, так одни считают, что его побили камнями иудеи в Мармарике, а другие – что он был распят по дороге в Египет. Его мощи расположены в Риме в храме 12 апостолов.


Апостол Иаков Алфеев

Апостол Андрей Первозванный

Младший брат Петра первым познакомился с Христом, а затем, уже привел к нему своего брата. Отсюда и возникло его прозвище Первозванный.

  1. Все двенадцать апостолов были близкие со Спасителем, но только троим, он открыл судьбы мира, среди них был и Андрей Первозванный.
  2. Обладал даром воскрешения умерших.
  3. После распятия Иисуса Андрей начал читать проповеди в Малой Азии.
  4. Через 50 дней после Воскресения Святой Дух сошел в виде огня и охватил апостолов. Это дало им дар исцеления и пророчества, и возможность разговаривать на всех языках.
  5. Умер в 62 году, после того как его распяли на косом кресте, привязав руки и ноги веревками.
  6. Мощи находятся в кафедральном храме в городе Амальфи в Италии.

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Матфей

Изначально Матфей работал сборщиком пошлин, и встреча с Иисусом произошла на работе. Есть картина Караваджо «Призвание Апостола Матфея», где представлена первая встреча со Спасителем. Он приходится братом апостолу Иакова Алфеева.

  1. Многим Матфей известен благодаря Евангелию, которое можно назвать биографией Христа. В основу легли точные изречения Спасителя, которые апостол постоянно записывал.
  2. Однажды Матфей сотворил чудо, воткнув в землю жезл, и из него выросло дерево с невиданными плодами, а внизу начал течь ручей. Апостол начал проповедовать всем очевидцам, которые приняли крещение в источнике.
  3. До сих пор нет точных сведений, где скончался Матфей.
  4. Мощи находятся в подземной гробнице в храме Сан-Маттео в городе Салерно Италии.

Апостол Матфей

Апостол Иоанн Богослов

Свое прозвище Иоанн получил благодаря тому, что он является автором одного из четырех канонических Евангелий и . Он приходится младшим братом апостолу Иакову. Считалось, что оба брата обладали жестким, горячим и вспыльчивым характером.

  1. Иоанн приходится внуком мужу Богородицы.
  2. Апостол Иоанн был возлюбленным учеником и так его называл сам Иисус.
  3. Во время Распятия Спаситель среди всех 12 апостолов выбрал Иоанна, чтобы тот позаботился о его Матери.
  4. По жребию он должен был проповедовать в Эфесе и других малоазийских городах.
  5. У него был ученик, который конспектировал все его проповеди, которые использовались в Откровении и Евангелие.
  6. В 100 году Иоанн велел своим семи ученикам выкопать яму в виде креста и закопать его там. Через несколько дней в надежде найти чудотворные останки яма была выкопана, но тела там не было. Ежегодно в могиле находили прах, который исцелял людей от всех болезней.
  7. Похоронен Иоанн Богослов в городе Ефесе, где есть храм, посвященный ему.

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Фома

Его настоящее имя – Иуда, но после встречи Христос дал ему имя «Фома», что в переводе означает «Близнец». Согласно приданию он был поход на Спасителя, но было это внешнее сходство или что-то другое не известно.

  1. К 12 апостолам Фома присоединился, когда ему было 29 лет.
  2. Огромной силой считался отличный аналитический ум, который сочетался с непреклонным мужеством.
  3. Среди 12 апостолов Иисуса Христа Фома был из тех, кто не присутствовал при Воскресении Христа. И он говорил, что пока не увидит все своими глазами, то не поверит, поэтому возникло прозвище – Неверующий.
  4. После жребия он отправился читать проповеди в Индию. Ему удалось даже несколько дней побывать в Китае, но он понял, что христианство там не приживется, поэтому уехал.
  5. Своими проповедями Фома обратил к Христу сына и жену индийского правителя, за что его пленили, пытали, а затем, проткнули пятью копьями.
  6. Части мощей апостола находятся в Индии, Венгрии, Италии и на Афоне.

Апостол Фома

Апостол Лука

До знакомства со Спасителем Лука был сподвижником святого Петра и известным врачом, который помогал людям спасаться от смерти. После того, как он узнал о Христе, то пришел на его проповедь и в итоге стал его учеником.

  1. Среди 12 апостолов Иисуса Лука выделялся своей образованностью, так он полностью изучил иудейский закон, знал философию Греции и два языка.
  2. После пришествия Святого Духа Лука начал проповедовать, и последним его пристанищем были Фивы. Там под его началом была построена церковь, где он исцелял людей от разных болезней. Язычники повесили его на оливковом дереве.
  3. Призвание 12 апостолов заключалось в распространении христианства по миру, но кроме этого Лука написал одно из четырех Евангелий.
  4. Апостол был первым святым, который писал иконы, и покровительствовал врачам и живописцам.

Апостол Лука

Апостол Филипп

В юношеском возрасте Филипп занимался изучением разной литературы, в том числе и Ветхого Завета. Он знал о пришествии Христа, поэтому ждал с ним встречи, как никто другой. В его сердце теплилась огромная любовь и Сын Божий, зная о его душевных порывах, позвал следовать за ним.

  1. Все апостолы Иисуса славили своего учителя, но Филипп видел в нем только высшие человеческие проявления. Чтобы избавить его от маловерия, Христос решил совершить чудо. Он смог накормить огромное количество людей пятью хлебинами и двумя рыбами. Увидев это чудо, Филипп признал свои ошибки.
  2. Апостол выделялся среди других учеников тем, что он не стыдился задавать Спасителю разные вопросы. После Тайной Вечери он попросил его показать Господа. Иисус уверил, что он един со своим Отцом.
  3. После Воскрешения Христа Филипп долго странствовал, совершая чудеса и даря исцеление людям.
  4. Умер апостол распятым вниз головой за то, что он спас жену правителя Иераполя. После этого началось землетрясение, в котором погибли язычники и правители за совершенное убийство.

Апостол Филипп

Апостол Варфоломей

Согласно практически единому мнению библеистов, описанный в Евангелии от Иоанна, Нафанаил является Варфоломеем. Он был признан четвертым среди 12 святых апостолов Христа, а привел его Филипп.

  1. При первой встрече с Иисусом Варфоломей не поверил, что перед ним Спаситель и тогда Иисус рассказал ему, что видел его молящим и слышал его обращения, что заставило будущего апостола изменить свое мнение.
  2. Апостол после окончания земной жизни Христа начал проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии.
  3. Многие деяния 12 апостолов вызывали у большого количества правителей гнев, были убиты, касается это и Варфоломея. Его поймали по приказу армянского царя Астиага, а затем, распяли вниз головой, но он все равно продолжал читать проповедь. Тогда, чтобы он замолчал навек, с него сорвали кожу и отрубили голову

Апостол Варфоломей

Апостол Иаков Зеведеев

Старший брат Иоанна Богослова считается первым епископом Иерусалима. К сожалению, но нет информации, как Иаков впервые встретился с Иисусом, но есть версия, что их познакомил апостол Матвей. Вместе с братом они были близки к Учителю, что побудило их просить у Господа, чтобы они сели по обе руки с ним в Царствии Небесном. Он сказал им, что они потерпят бедствия и страдания за имя Христово.

  1. Апостолы Иисуса Христа находились на неких ступенях, и Иаков считался девятым из двенадцати.
  2. После окончания земной жизни Иисуса Иаков отправился проповедовать в Испанию.
  3. Единственный из 12 апостолов, чья смерть была подробно описана в Новом Завете, где говорится, что царь Ирод убил его мечом. Случилось этот примерно в 44 году.

Апостол Иаков Зеведеев

Апостол Симон

Первая встреча с Христом произошла в доме Симона, когда Спаситель на глазах людей превратил воду в вино. После этого будущий апостол уверовал во Христа и пошел за ним. Ему было дано наименование – зилота (ревнителя).

  1. После Воскрешения все святые апостолы Христа начали проповедовать, и Симон делал это в разных местах: Британии, Армении, Ливии, Египте и других.
  2. Грузинский царь Адеркий был язычником, поэтому он приказал поймать Симона, который подвергся длительным мучениям. Есть информация, что его распяли или распилили пилкой. Похоронили его возле пещеры, где он провел последние годы жизни.

Апостол Симон

Апостол Иуда Искариот

Существует две версии происхождения Иуды, так согласно первой считается, что он приходился младшим братом Симону, а второй – что он был единственным уроженцем Иудеи среди 12 апостолов, поэтому и не приходился родственником другим ученикам Христа.

  1. Иисус назначил Иуду казначеем общины, то есть он распоряжался пожертвованиями.
  2. Согласно существующим сведениям апостол Иуда считается самым ревностным учеником Христа.
  3. Иуда единственный, кто после Тайной вечери выдал Спасителя за 30 сребреников и с тех пор он являлся предателем. После того, как Иисус был распят, то он бросил деньги отказался от них. До сегодняшнего дня ведутся споры, касающиеся истинной сути его поступка.
  4. Есть две версии его кончины: сам удавился и получил кару, упав насмерть.
  5. В 1970 годы в Египте был найден папирус, где было описано, что Иуда был единственным учеником Христа.

Апостол Иуда Искариот

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45"05.0"N 37°37"02.4"E

Содержание:

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля . Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь .

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения . В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов . Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора . А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма .

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I - государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I - царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России .

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Все предметы, которые можно увидеть внутри Патриаршего дворца и собора, это подлинные вещи царского, боярского и патриаршего обихода. Они дают возможность легко представить средневековую столицу России и ее Кремль, и почувствовать дух той эпохи. Экскурсия в этот уникальный музей позволяет прикоснуться к одному из поворотных моментов российской истории – XVII веку, который внес много нового в культуру и традиции нашей страны.

В этот день Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Спасителя, святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской. Апостольское слово поныне согревает нас и дает нам мудрый отеческий совет.

«Апостол» в переводе с греческого означает – «посланник», «слуга». Христос избрал себе первых двенадцать учеников, которые прошли с Ним весь Его земной путь, видели чудеса Его, слышали Его проповедь из самых уст Его. Они имели счастье быть при Нем, Им избранные. Но им же довелось вместе с Богоматерью, женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским пережить часы глубочайшей скорби, когда Он был распят, и потрясение святой радости, узнав о Его Воскресении. Им Он явился в Эммаусе перед тем, как вознестись к Своему Отцу. Они получили благодать Святого Духа проповедовать на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов и до конца дней своих служили Ему так, как если бы Он был рядом во плоти. А Он – действительно всегда был рядом, как во все века после Рождества Христова находится рядом с каждым, кто уверует в Него и доверится Ему…

Их было двенадцать, и у каждого была своя судьба, о них сохранились разные по объему сведения – о ком-то больше, о ком-то меньше, но неразлучно они были связаны одним – пожизненным радостным и трудным служением Ему.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении.

Вот кто были святые апостолы. Вспоминая сегодня их особенную близость ко Господу, их великие болезни и труды во славу Божию и ради нашей святой веры, будем молиться им с благоговением и стараться подражать им, если не в апостольской деятельности, которая не для всех предназначена, то, во всяком случае, в неотступном последовании Христу и искреннем, жертвенном служении Ему.

Краткие жития апостолов Христовых

Андрей Первозванный

В переводе с греческого Андреас – «мужественный». Брат Симона (Петра), прозван в Священном Предании Первозванным, поскольку был учеником Иоанна Крестителя и стал первым, кого Спаситель позвал за Собой.
Он всем сердцем принял учение Христово, оставил суетную мирскую жизнь, отрекся и от супружества, предпочтя его радостям телесное целомудрие. Это его вместе с братом его Петром, называвшемся ранее Симоном, Господь призвал следовать за ним с берега моря Галилейского, он и пошел за Христом, чтобы никогда уже не свернуть с этого пути. По принятии Духа Святого он пошел по землям, назначенным ему жребием – Вифинийской, Пропонтидской с Халкидоном и Византией, Фракии и Македонии, по местам, которые лежали до Черного моря и Дуная. Он прошел Фессалию, Грецию, Ахайю6, Аманитин, дойдя в апостольских странствиях до Днепра и Киевских гор. Близ Киева апостол водрузил крест, предрекая, что здесь и произойдет Крещение Руси… На долю его, как и на долю большинства апостолов, выпало много тяжких испытаний, но он продолжал свидетельствовать о вере Христовой, стяжая в Церковь Его новых и новых последователей, и окончил земной свой путь, как и Учитель его, – на кресте. Только доски того креста по-иному были сбиты – символ его светится на знамени моряков: косой белый крест на голубом поле. Это память о том, что Андрей Первозванный пересекал моря, стоя на плоском камне, – так велика и истинна была его вера.

Симон (Петр)

Симон, иначе – Шимон, «услышанный в молитве», сын Ионы, нареченный позже Петром. Греческое «петрос», по-арамейски «кифа», переводится как «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Любовь Петра к Иисусу была горяча, но испытана искушением. Чтобы эта любовь была понята им самим, она укрепилась через труд совести, поскольку трижды Петр отрекался от Него, трижды горько раскаивался и трижды был прощен Им. Следуя за Христом, он сам вместе с другими учениками был свидетелем многих чудес Его, а после сошествия на него и других апостолов Святого Духа в своих проповеднических трудах, в своих двух соборных Посланиях оставил нам мудрое апостольское слово. Сила его чудодеяния была так велика, что там, где он проходил, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15). И когда Ирод заключил его в темницу, то Господь послал ангела Своего, и тот вывел волею Господней апостола из темницы. (Деян.12:1–17). Как и апостол Андрей, он был распят римлянами, но вниз головой, ибо счел дерзновенным уподобиться Спасителю на кресте, и преклонил в смертный час голову под ноги Его.

Иаков Зеведеев

Иаков, чье имя произошло от еврейского глагола «акав» – «побеждать», сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 гг. после Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего Алфеева его называют Иаковом старшим. Его брат – святой евангелист Иоанн и апостол Петр были среди самых близких Господу. Кроме его соборного Послания, о нем существует мало исторических сведений, но известно, что служение ему было назначено Господом в Испании. Известно также, что во время гонения на христиан, после своего возвращения в Иерусалим, где вновь провозглашал среди иудеев Христа как Божьего Мессию, он стал первым мучеником среди апостолов и был по приказу Ирода Агриппы обезглавлен мечом в период между 44–47 годами после Р.Х.

Иоанн Богослов, брат Иакова

Греческое имя Иоаннес происходит от еврейского Иоханан, «Господь милостив». Иоанн, также сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего, автор четвертого Евангелия, которое в богословии считается самым глубоким по духовно-философскому содержанию, и потому научаемым в вере его рекомендуется читать после изучения первых трех и некоторых книг Ветхого Завета, дабы оно было основательнее понято. Сам святой евангелист также, по Преданию, говорил, что в первых трех Евангелиях слишком много описания земного пути Христа и недостаточно о Божественном его происхождении. К тому же он добавил описание тех чудес и событий, которые не были до того упомянуты, и оттого некоторые факты из земной жизни Христа могли быть не слишком ясно истолкованы только лишь на основании сведений из первых трех Евангелий. Иоанн Богослов также является автором Откровения (Апокалипсиса). Он был особо любим Господом за исключительную доброту, мягкость нрава и душевную чистоту. Вместе с Петром он готовил Тайную вечерю на Пасху, был единственным из апостолов, который находился у Креста Господня на Голгофе. До 70 года он оставался в Иерусалиме, где руководил первохристианской общиной до самого Успения Пресвятой Богородицы, поскольку на него была возложена обязанность заботы о Ней. После Успения в 70 году после Р.Х. удалился в Малую Азию. Здесь он основал несколько церквей. Евангелие было им написано в г. Ефесе, когда уже были созданы первые три Евангелия – от Матфея, Луки и Марка. В отличие от своих 11 собратьев Иоанн Богослов стал единственным из них, кто окончил свои дни в своем доме, и последним на земле, кто воочию видел Господа (ок. 105–106 годов после Р.Х. в возрасте 100 лет и 7 месяцев). Он не был казнен, но также во время своего служения претерпел многие муки за веру.

Филипп из Вифсаиды

Филипп – в переводе с греческого «любящий лошадей», уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин.1:44). Он имел хорошее образование – с детских лет родители отдали его обучаться грамоте. Читая книги Ветхого Завета, пророчества о пришествии Мессии, юный Филипп мечтал о встрече с Господом. Он был послан свидетельствовать о Боге в Галилее, затем среди язычников в Элладе, в его апостольском странствии с ним находилась его сестра – девица Мариамна. Здесь они подверглись гонениям, побиваниям камнями, но вдруг гонители ослепли, и только по молитвам апостола о них прозрели вновь. Он проповедовал далее в Эфиопии, Парфии, Аравии – южных областях Малой Азии и на территории Северной Африки. В путях по Малой Азии он и Мариамна встретились с апостолами Иоанном Богословом и Варфоломеем. Расставшись с Иоанном, вместе со святым Варфоломеем они пришли во фригийский город Иераполь. Языческие жрецы города, услышав проповеди апостолов, подали на них жалобу градоначальнику. Все трое были схвачены, и Филиппа, и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, подобно Петру, около языческого капища. Но тут случилось страшное землетрясение, в котором погибли многие горожане. Испугавшись, горожане умолили начальника освободить апостолов. Однако Филипп к тому времени уже отошел ко Господу, а Варфоломей был жив.

Варфоломей (Нафанаил)

Варфоломей, что в переводе с арамейского означает сын Талмая, Нафанаил – от еврейского Нетанэл, «дар Божий», уроженец Каны Галилейской. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин.1:47).

После похорон апостола Филиппа Варфоломей со святой блаженной девицею Мариамной пробыли еще какое-то время в Иераполе, основав там Церковь Христову. Затем пути их разошлись, и Варфоломей отправился в Индию и близлежащие к ней страны, проповедуя и исцеляя. Там он также устроил церкви и перевел на их языки Евангелие от Матфея, оставив им Евангелие и на еврейском языке. В Армении он исцелил дочь царя. Царь поднес ему великие дары, но апостол отказался от них, говоря, что главные его дары – это приобретенные для Христа души. Царь и многие его подданные уверовали, апостол и здесь основал Церковь. В городе же Альбанополе (ныне Баку) святого распяли на кресте, но и с креста он проповедовал Спасителя и возносил Ему хвалу. Тогда его вновь предали мучениям и отсекли голову.

Фома (Дидим)

Фома – арамейское Тома, по-гречески Дидим, что означает «близнец», в народе его еще прозвали Фома неверный (неверующий), поскольку он известен тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, когда тот, встретив Спасителя по пути в Эммаус, усомнился в Нем. Однако он также был предан Господу и Слову Его во днях пребывания с Ним. По жребию Фоме выпал путь в Индию, к язычникам, о чем Фома опечалился. Однако ему во сне явился Господь и обещал быть с ним. После чего Фома прошел до Индии через Персию, Парфию, Мидию, где претерпевал также страдания и гонения, а в Индии принял мученическую смерть.

Левий Матфей

Это имя – греческое, но восходит к древнееврейскому Маттафия (Маттатия) – «дар Господень». Автор первого Евангелия до прихода ко Христу, исполнял ненавидимую всеми должность мытаря – сборщика податей. Матфей стал двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Грешный человек, но, как гласит Предание, он был лучше, чем высокомерные, полные гордыни фарисеи. Когда Господь позвал его за собой, он бросил на дорогу мешок с податями и последовал за Ним. В той радости Матфей приготовил в своем доме угощение, и Господь пришел к нему. Восемь лет по Вознесении Христа он пробыл в Иерусалиме. Перед уходом своим из Иерусалима он записал для христиан города дела и учение Его. Так возникло Евангелие от Матфея – первая книга Ветхого Завета. Тут же оно было переведено на греческий язык, предположительно автор перевода – Иоанн, епископ Иерусалимский. Проповедуя Истину Христову, Матфей прошел Македонию, Персию, Парфию, Мидию, Эфиопию, побывал в Сирии. Около 60 года после Р.Х. первый евангелист принял мученическую смерть.

Матфий

Носящий то же имя, что и Левий Матфей, чаще называемый Матфий, он сразу принял учение Христово, ушел из мира и странствовал вместе с Учителем. Он вел свои проповеди в Иудее, Малой Азии, Эфиопии. В средине 60-х годов после Р.Х. по возвращении в Иерусалим он снова благовествовал о Христе как о Мессии. Первосвященник по имени Анан подал на него жалобу, обвинив в богохульстве. После рассмотрения доноса апостола вывели за городскую стену и забили камнями, как до него – первомученика Стефана.

Иаков, брат Господень

Иаков младший, сын Алфеев, которого прозвали еще братом Господним, потому что его мать Мария была сестрой Матери Господа (Ин. 19:25), то есть он состоял с Иисусом Христом в двоюродном родстве. Еще его звали – «семя Божественное» за то рвение, с каким он сеял в народах Слово Божие, веру и призывал к благочестию. Он разорял языческие капища, сокрушая идолов с их престолов, волей, данной ему Господом, исцелял людей и изгонял бесов. На первом Иерусалимском соборе первым встал в знак своего согласия с тем, что христиан-неизраильтян надо освободить от следования Моисееву закону. Кроме проповеди в Иудее, благовествовал в Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте, подобно многим из его собратьев-апостолов.

Иуда Фаддей, Иаковлев

Иуда – от еврейского Йехуда, «восхваление Господа», а Фаддей – еврейское «похвала», брат апостола Иакова младшего. Ему, как брату Господа по плоти, было сложно убеждать людей в том, что Иисус – Мессия. Но тем не менее он усиленно проповедовал против язычества, утверждая людей в Христовой вере. Его соборное Послание обращено к новопосвященным, в нем он призывает к соблюдению нравственных законов, наставляет в Христовой Истине. Известно, что проповедал он в Иудее, Самарии, Идумее; вместе с апостолами Павлом и Силою проходил по Антиохии, затем посетил Персию и Армению. В Армении, предположительно около 80 года после Р.Х., был схвачен, распят и пронзен на кресте стрелами.

Симон Кананит, или Зилот

Второе имя апостола – Кананит происходит от еврейского «канай», или в переводе на греческий – «зелотос», что значит «ревнитель». Родом из Галилейского города Каны, по Преданию, был тем женихом, на бракосочетании которого находился Иисус Христос с Его Матерью и где Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). Уверовав в Христа, он оставил молодую невесту и прямо с брачного торжества последовал за Христом. Зилот – ревнитель – прилагал многие усилия в своих свидетельствах и обратил в истинную веру многих язычников. Он шел с проповедью по Месопотамии, Египту, Мавритании (Северная Африка). Есть сведения, что вместе с одним из 70 апостолов Аристовулом проповедал и в Британии, где принял мученическую смерть.

Другие апостолы, история установления празднества

Также к ближайшим апостолам принято причислять апостола Павла, родом из киликийского города Тарса. Прежде – жестокого царя Саула, который предпринимал весьма серьезные гонения на христиан. Его имя, которое по-еврейски звучит как Шавл – «испрошенный у Бога», верно описывает его историю появления среди апостолов, ибо он чудесным образом был призван к служению самим Господом (Деян. 9:1–20). Имя Павел – от латинского Паулюс, меньший, было принято им, чтобы было удобней проповедовать среди населения Римской империи. Его Послания к народам – величайший кладезь апостольской мудрости, ибо одно только определение любви как величайшего Божественного человеческого приоритета есть развернутое, вдохновенное отражение евангельской мудрости о том, что Бог – есть Любовь…

Также апостолами называют еще 70 избранных Богом, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Лк. 10:1). Его латинское имя – Луций или Луциан, что переводится как «светлый». Также причислен к апостолам и святой евангелист Марк – латинское «молот».

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн , как мы знаем, именуются евангелистами, Петр и Павел – первоверховными. Среди святых есть те, кто посвятил себя распространению христианского учения среди язычников и другой деятельности, связанной с благовествованием о Христе, их называют равноапостольными – например, святой равноапостольный царь Константин Великий и святая равноапостольная царица Елена.

Несмотря на то что установлены дни празднования каждого из 12 апостолов, с древности, приблизительно с IV века, установлен День памяти Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, который Русская Православная Церковь отмечает 30 июня/13 июля. Тогда же святой царь Константин Великий воздвиг в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Символ веры

Святым апостолам мы обязаны кратким изложением христианских догматов – Символом веры, который они, как считается, сложили перед тем, как разойтись на благовествование. Его еще иначе называют – Апостольский Символ веры . Он звучал так:

«Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь ».

Ныне Православная Церковь не использует начальный вариант, который принят в богослужениях Римско-католической, протестантской и других западных церквей. В богослужениях мы читаем иной, Никейский Символ веры , принятый на Первом Никейском соборе в 327 году, созванном Константином Великим после посрамления ариан и признания Бога-Сына – Единосущным Отцу.

Вот эти слова, которые мы, православные христиане, произносим уже семнадцать веков в русифицированном переводе:

«В ерую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. А минь ».

Апостольский подвиг благовествования продолжается ежедневно и будет вечно идти, не прекращаясь до скончания времен. Иоанн Златоуст так пишет о них в своих «Творениях»: «Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом ».

27 февраля по новому стилю православный мир отмечает день Двенадцати греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Лаврой обитель стала, конечно, не сразу, а в 1688 году, однако с 1061 года - момента основания монастыря любечским иноком Антонием и его учеником Феодосием, место это просияло святостью Христовых подвижников, и именно отсюда широко пошло монашество на Руси.

Икона 12 греков, строителей Свято-Успенской церкви

Удивительна судьба главного храма Свято-Успенской Киево-Печерской обители, прошедшего украсившуюся чудесами историю создания, а также трудный путь разрушения и восстановления, начиная от татарских нашествий, после которых церковь «233 года оставалась только в щебне» и по сотне лет в разрухе после сожжений, заканчивая трагедией ХХ в.

Собор называли Великой церковью, и говорили о нем возвышенно и восторженно: «Сия небеси подобная церковь…»

Успенский собор сегодня

Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. «Действительно полно чудес повествование о Печерской церкви, которую Господь показал в явлении прежде ее создания и которой из земли варяжской прислал от Своего честного образа венец и пояс, а в земле греческой подобие церкви показала Сама пресвятая Богородица, приславшая свою икону и мощи святых мучеников».

Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне, в том числе юный князь Владимир Мономах.

По преданию, строительству храма предшествовало духовное событие, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году, а возведена была в 1073-1078 годах. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083-1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий.

Предание рассказывает, как вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний, размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном от Богородицы, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На этом месте и был заложен храм, в основание фундамента которого были положены мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, данные греко-византийским зодчим Богородицей в храме города Влахерна.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Черниговская икона. Последняя четверть XVII в.

Предание рассказывает и о таком чуде: когда иконописцы, в числе которых был тогда в учении и один из Печерских подвижников преподобный Алипий, расписывали алтарь, то на виду у всех им явился дивный образ Матери Божией. Образ засиял необычайным светом, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и скрылся за ней. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли. Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком «Ловите его» обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц.

Роспись купола. Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались в Киево-Печерской обители, приняв иноческое пострижение, и так исполнилось предсказание, которое они слышали от иконы Богоматери: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».

Греческие мастера - и зодчие, и иконописцы, потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония (так называемые Ближние пещеры), где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один возле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля по старому стилю в день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему возле них.

В Акафисте двенадцати грекам, подарившим нам своими земными и духовными трудами Великую церковь, и сегодня православные поют (кондак, глас 4-й): «Радуйтеся, двоенадесятице честная, великия церкве Печерския здатели и ликов иноческих похвало и утверждение!»

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Собор приобрел черты южнорусского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы украсились лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.

В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 год

Настенная живопись обновлялась и в конце XIX - начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина). Сохранились (в 1949 г. возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII в. с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Следует помнить, что с древних времен Успенский собор служил усыпальницей. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI в. Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. После взрыва 1943 года ничего не уцелело, лишь сохранилась могила погребенного у стен собора, ближе к Трапезной церкви, выдающегося русского политического деятеля П. А. Столыпина.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Могила П.А. Столыпина

В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами.

Новая история, в которой Великой церкви пришлось выстаивать и возрождаться, все-таки изыскала для этого храма свою трагическую точку. 3 ноября 1941 г. в соборе произошли два взрыва, второй из которых фактически полностью его разрушил. Осталось неясным до сих пор, кто осуществил этот акт вандализма - немецко-фашистские оккупанты или киевские подпольщики, покушавшиеся на жизнь словацкого президента, пребывавшего в храме в этот день примерно в течение часа. Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) - личного врага Сталина. Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал и гауляйтер Украины. Документальных подтверждений всем этим версиям все же пока нет.

Фото на память. Немецкие оккупанты на руинах Великой церкви

В 1999 году храм стали восстанавливать, и 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен. Показательно, что освящение пытались сорвать представители так называемого «киевского патриархата», выступивший днем раньше глава этой организации отлученный от Церкви раскольник Филарет (Михаил Денисенко) публично протестовал против освящения Собора. В утро освящения храма несколько сотен приверженцев раскольничьей и униатской идеологии, большинство из которых приехало на автобусах из Галичины, встали перед стенами Лавры и выкрикивали антиправославные и антирусские лозунги. Между тем прибывший для освящения Собора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) вышел к пикетчикам и благословил гонителей.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освящает вновь отстроенный Успенский собор, 24 августа 2000 г.

Увы, бывало и так, что нашей общей Великой церкви, Свято-Успенскому собору Киевской Лавры, доводилось веками лежать в руинах. Верно указывает комментатор: «Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим».

Как проникновенны идущие от сердца стихи широко известной в православной среде журналистки и поэтессы Татьяны Александровны Лазаренко:

Синий май почил у стен обители,

Теплый ветер бродит над рекой.

Ангелы земные, небожители

Обрели в пещерах свой покой.

Долу опуская очи дерзкие,

Вознесу к ним покаянный глас:

Преподобные отцы наши печерские,

Помолитесь Господу за нас!