Индия, пакистан, китай после второй мировой войны. Пакистан. история Пакистан образование государства

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971.
На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе - с Афганистаном, на северо-востоке - с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке - с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира - т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир).
Пакистан - молодое государство, возникшее в 1947, но мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии в 8 в. как завоеватели и оставались влиятельной политической силой вплоть до 19 в.
Ранние мусульманские государства в Индии. В 710-716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев - джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От индусов не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение.
Между 1000-1027 султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию, проникая через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора, но ее западные области были утрачены наследниками престола в 11 в. Газневидский Пенджаб, включавший северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана. Многочисленные мусульманские общины, расселившиеся в бассейне Инда, уже не рассматривали эти земли в качестве покоренной территории - она стала для них родиной.
Господство Газневидов оказалось непрочным, и в 1185 долина Инда вошла в состав державы Гуридов. Это случилось при султане Муиз-уд-дин Мухаммаде, которому удалось распространить мусульманское владычество на всю Северо-Западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар. Преемникам убитого в 1206 в Пенджабе Муиз-уд-дин Мухаммада удалось сохранить контроль над завоеванными в Индии землями. Период после его смерти вплоть до воцарения Бабура, основавшего в 1526 династию Великих Моголов, известен как время Делийского султаната. В нем за более чем 300 лет сменилось 40 султанов, принадлежавших пяти мусульманским династиям: Гулямов (1206-1290), Хильджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Саидов (1414-1451) и Лоди (1451-1526). Административные посты в Делийской державе занимали преимущественно мусульмане, но индусы тоже привлекались на государственную службу. Для решения гражданских дел индусы имели собственные общинные суды (панчаяты).
Ислам в эту эпоху упрочил свое влияние в Индии. Обращение в него в целом обходилось без насилия, а проповедью мусульманских догматов занялись суфии, частично специально обучавшиеся, чтобы нести свет новой веры в разные области субконтинента. Контакты индусов и мусульман привели к становлению языка урду, который возник на базе одного из диалектов Северной Индии, обогатившись за счет персидской лексики. Хинди сформировался на той же диалектной основе, но испытал воздействие санскрита. В 17-18 вв. сложился современный литературный стандарт урду, который использовал персидско-арабскую графику и воспринял творческие традиции персидских и арабских писателей и идеи ислама; урду превратился в мощный двигатель мусульманской культуры в Южной Азии.
Империя Великих Моголов. Это государство известно своими достижениями в области культуры, просвещения и искусства. Созданное Бабуром в 1526, оно было консолидировано уже его внуком Акбаром (ок. 1556-1605). Акбар проводил политику примирения с индусами, и эффективная административная деятельность составляет важную черту правления этого императора. В 1579 был отменен подушной налог - джизия. Индусские храмы были взяты под защиту государства. В 1580 Акбар объявил о создании новой религии - Дин-и иллахи (Божественной религии), которая основывалась на отказе от идолопоклонства и многобожия. Цель заключалась в обеспечении лояльности и индусов, и мусульман, особенно государственных служащих. При Акбаре под руководством министра финансов, индуса Тодара Мала, была введена система земельного налогообложения, на которую впоследствии, в конце 18 в., опирались английские колониальные власти при разработке своей политики.
Преемник Акбара император Джахангир (ок. 1605-1627) тоже ориентировался на создание «секуляризованного» государства. Шах-Джахан (ок. 1628-1658) превратил империю в мусульманскую державу. Ревнитель веры Аурангзеб (ок. 1658-1707) стал наследником своего отца Шах-Джахана. Уже в первые годы правления Аурангзеб издал несколько декретов, восстановивших действие многих исламских обычаев. С возрастом религиозный фанатизм правителя усилился. Индусские храмы, возведенные без императорского соизволения, были разрушены, сооружение новых не дозволялось. В апреле 1679 индусы вновь были обложены джизией.
Притеснения вызвали сильное недовольство среди индусов и ряд волнений, в том числе бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707. Войны, которые вел Аурангзеб, привели к разрыву добрососедских политических и культурных связей, возникших между мусульманами и индусами при Акбаре. В 18 в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся после упадка державы Великих Моголов.
Британская Индия и создание Пакистана. В 18-19 вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849. В 1857 вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование.
После 1857 бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817-1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885. Раздел Бенгалии в 1905 побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 английским парламентом закон «Реформа Морли - Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе «Реформа Монтегю - Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).
В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920-1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876-1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877-1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.
Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947-1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (с 1959 - фельдмаршалом) Айюб Ханом. В феврале 1960 состоялись президентские выборы, на которых Айюб Хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962. Военное положение было отменено только в июне 1962. В 1965 конституционным путем Айюб Хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 в стране было снова введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья Хан (ушел в отставку в 1971).
Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: ок. 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и ок. 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.
Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб Хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.
После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949 под влиянием премьер-министра Лиакат Али Хана одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенными в Священном Коране и Сунне». 29 февраля 1956 Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб Хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.
Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950-1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб Хане (1958-1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (т.н. систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.
На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает бльшими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов. Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955, затем была достигнута договоренность о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.
Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточнопакистанцев числилось в государственном аппарате (15%), а также в вооруженных силах (17%). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.
В феврале 1966 лидер Авами лиг Шейх Муджибур Рахман выдвинул программу из шести пунктов, которая предусматривала: 1) ответственность федерального правительства перед парламентом, сформированным на основе свободных и честных выборов, 2) ограничение функций центра вопросами обороны и иностранных дел, 3) введение отдельных валют (или самостоятельных финансовых счетов) для каждой из двух провинций при контроле за межпровинциальным движением капитала, 4) передачу сбора всех видов налогов из центра в провинции, которые на свои отчисления содержат федеральное правительство, 5) предоставление обеим частям страны возможности самостоятельно заключать внешнеторговые договоры и иметь в связи с этим собственные валютные счета и 6) создание в Западном и Восточном Пакистане своей нерегулярной армии.
В Восточном Пакистане была развернута агитация в поддержку этой программы, и Муджибур вместе с 34 единомышленниками в 1968 был арестован по обвинению в разработке плана организации восстания с помощью Индии. В начале 1969 развернулась общенациональная кампания протеста против режима президента Айюб Хана. В феврале обвинения против Муджибура и его соратников были сняты. Айюб Хан созвал Круглый стол для встречи с лидерами оппозиции, на котором Муджибур предложил разработать новую конституцию на основе перечисленных шести пунктов. Подавшего 25 марта в отставку Айюб Хана сменил генерал Яхья Хан, который ввел в стране чрезвычайное положение.
Яхья Хан восстановил в Западном Пакистане четыре прежние провинции и назначил на 7 декабря 1970 первые в истории страны прямые всеобщие выборы в национальный парламент. В нем депутатам от Восточного Пакистана фактически было гарантировано большинство благодаря принятому принципу «один избиратель - один голос». Авами лиг завоевала 160 из 162 мест, предназначавшихся для Восточного Пакистана. Столь убедительная победа была одержана вследствие продолжительной кампании за претворение в жизнь программы Муджибура и решительной критики центрального правительства за недостаточную помощь жертвам разрушительного урагана, обрушившегося на Восточный Пакистан 7 ноября 1970. Партия пакистанского народа (ППН), которую возглавлял Зульфикар Али Бхутто, получила 81 из 138 мест от Западного Пакистана.
Муджибур объявил, что новая конституция должна основываться на его программе. В ответ Бхутто 17 февраля 1971 информировал, что ППН станет бойкотировать работу Национального собрания, если не получит возможности обсудить конституционную реформу. Вследствие этого Яхья Хан отложил назначенное на 3 марта открытие парламентской сессии. Авами лиг заявила, что это свидетельствует о сговоре между президентом и лидером ППН.
На 2 марта Муджибур назначил всеобщую забастовку в Восточном Пакистане, и население вышло на улицы Дакки и других городов провинции. Муджибур призвал воздерживаться от уплаты налогов, пока власть не перейдет к представителям народа. Яхья Хан выразил желание созвать новый Круглый стол для переговоров, но Муджибур отверг это предложение. 15 марта в Восточном Пакистане было создано параллельное правительство Авами лиг. В союз с Муджибуром вошли восточнобенгальские воинские формирования. 16 марта Яхья Хан провел в Дакке встречу по конституционным вопросам с Муджибуром и Бхутто, но потерпел неудачу в попытке достичь компромисса. В ночь с 25 на 26 марта Яхья Хан приказал армии начать военную акцию в Восточном Пакистане, запретил Авами лиг и арестовал ее руководителя Муджибура.
Между силами центрального правительства и повстанческими отрядами «мукти бахини», вступившими в борьбу за создание на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш, разгорелась полномасштабная война. Миллионы беженцев устремились в Индию. К лету 1971 пакистанской армии удалось установить контроль над территорией Восточного Пакистана. Но Индия поддержала вооруженных повстанцев, а в ноябре приняла непосредственное участие в военных действиях. Третья индийско-пакистанская война обострила международные отношения, поскольку СССР поддержал позицию Индии, а США и Китай - позицию Пакистана. 16 декабря 1971 индийские войска вступили в Дакку, и пакистанские части были вынуждены капитулировать. Бангладеш была провозглашена независимым государством. Первым президентом новой страны стал Муджибур Рахман.
Пакистан после 1971. Яхья Хан ушел в отставку 20 декабря 1971. Президентом Пакистана стал Зульфикар Али Бхутто. Одним из его первых шагов была договоренность с премьер-министром Индии Индирой Ганди в Шимле о том, что индийская армия покинет пакистанскую территорию. Восстанавливались также торговые и транспортные связи между обеими странами. Отношения Пакистана с США улучшились, кроме того, ему начали оказывать помощь Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Иран.
Бхутто отменил военное положение, а в апреле 1973 был одобрен проект новой конституции, восстанавливавшей парламентскую систему правления. Расширились властные полномочия провинций. Были возрождены избирательные курии для религиозных меньшинств при сохранении главенства ислама. Придерживаясь идеи «исламского социализма», Бхутто осуществил национализацию всех частных банков, учебных заведений, страховых компаний и предприятий тяжелой индустрии. Аграрная реформа привела к передаче безземельным арендаторам заметной доли обрабатываемых площадей. Была повышена зарплата занятых в промышленности, военнослужащих и чиновников. Крупные средства были направлены на улучшение условий жизни в сельской местности. Все эти мероприятия на фоне четырехкратного роста цен на импортную нефть, сопровождались удвоением в 1972-1976 цен на потребительские товары на внутреннем рынке, что снизило популярность Бхутто в городах. Бхутто с трудом взаимодействовал с руководимой Вали-ханом Народной национальной партией (ННП) и партией Джамиат-и улама-и ислам, которые в 1972 сформировали кабинеты министров соответственно в Северо-3ападной Пограничной провинции и Белуджистане. В феврале 1973 Бхутто отправил эти правительства в отставку, запретил ННП и арестовал ее лидеров.
В марте 1977 состоялись выборы в парламент и провинциальные законодательные собрания. Оппозиция отказалась признать официальные итоги голосования и организовала движение протеста, в ходе которого погибло более 270 человек. 5 июля 1977 армия сместила Бхутто, и в стране был установлен режим военного положения. Генерал Мухаммад Зия-уль-Хак занял пост Главного военного администратора, а в 1978 стал президентом Пакистана. Бхутто обвинили в планировании убийства политических недругов и предали суду, которой приговорил его в 1979 к казни.
Зия следовал линии исламизации и стремился привести уголовное законодательство страны в соответствие с нормами традиционного мусульманского права. Были восстановлены некоторые юридические процедуры, предписываемые исламом в сфере налогообложения и банковском деле. В 1979 Зия участвовал во встрече глав государств Движения неприсоединения, состоявшейся в Гаване. Но между Пакистаном и США сохранились дружеские отношения, которые стали еще более тесными после вооруженного вмешательства СССР в гражданскую войну в Афганистане.
Зия приступил к постепенному созданию новых политических структур. В декабре 1981 было объявлено о создании Федерального консультативного совета. На непартийной основе осенью 1983 состоялись выборы в местные органы управления. Их бойкотировали оппозиционные силы, и в Синде произошли серьезные беспорядки. В декабре 1984 Зия организовал всенародный референдум, на котором была одобрена стратегия исламизации. В феврале 1985 были проведены, тоже на беспартийной основе, выборы в парламент и провинциальные законодательные собрания, после чего Зия принял решение сформировать гражданское правительство. Премьер-министром был назначен Мухаммад-хан Джунеджо, лидер Пакистанской мусульманской лиги (фракция Пагаро), оказавшейся самой многочисленной депутатской группой в Национальном собрании. В декабре 1985 Зия отменил военное положение и восстановил действие конституции 1973 с поправками, которые расширили полномочия президента, предоставив ему право роспуска правительства и законодательных органов страны и провинций. Закон о партиях, принятый спустя несколько месяцев, позволил им функционировать легально при условии выполнения официальных предписаний. Оппозиционные организации активизировали нападки на режим Зия, требуя регулярных выборов в условленные сроки и восстановления конституционных норм. Наиболее авторитетным лидером стала возглавившая Пакистанскую народную партию (ПНП) Беназир Бхутто.
В мае 1988 Зия добился крупнейшего внешнеполитического успеха, когда Советский Союз начал вывод войск из Афганистана. Безопасность северо-восточных границ Пакистана заметно окрепла с завершившимся в феврале 1989 выводом советской армии из Афганистана и ослаблением позиций левых.

Развитие других стран полуострова - Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланка - после ликвидации английского правления характеризуется политической нестабильностью, связанной с нерешенностью социально-экономических проблем, а также этноконфессиональными конфликтами.

Создание государства Пакистан. Внутриполитическое развитие в 1947-м - 50-е годы. 15 августа 1947 г. на территории Южной Азии было провозглашено образование крупнейшего из этих независимых государств - Пакистана, первым генерал-губернатором которого стал лидер Мусульманской лиги Мухаммед Али Джинна. Религиозно-общинный принцип, положенный в основу раздела Британской Индии, привел к тому, что в состав Пакистана были включены области с численным преобладанием мусульманского населения.

Важной особенностью политического развития Пакистана был значительный удельный вес в общественной жизни религиозно-общинных партий и группировок, выдвигавших лозунги исламизации государства. Принятая в 1956 г. первая конституция Пакистана восстановила федеративный принцип государственного устройства страны. Пакистан объявлялся федеративной республикой, состоящей из двух провинций - Западный Пакистан и Восточный Пакистан. Главой государства являлся президент, избиравшийся сроком на 5 лет. Исполнительная власть принадлежала кабинету министров, несшему ответственность перед Национальным собранием (парламентом).

Нестабильность и слабость гражданских правительств привели к тому, что 8 октября 1958 г. в Пакистане произошел военный переворот, в результате которого к власти пришла армия во главе с генералом Айюб-ханом. Военный режим поначалу носил чисто репрессивный характер: был введен запрет на митинги, демонстрации, забастовки, свободную прессу, произведены массовые аресты, за нарушение распоряжений военной администрации предусматривались суровые наказания, включая смертную казнь.

Основные мероприятия военного режима. Новый политический кризис и отделение от Пакистана Восточной Бенгалии. Однако с начала 60-х годов власти стали проводить более гибкую политику, частично легализовав партийно-политическую жизнь в стране. Новое правительство взяло курс на форсированное развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Аграрная реформа ограничила размеры помещичьего землевладения и улучшила техническую базу сельскохозяйственного производства.

1 марта 1962 г. была провозглашена вторая конституция страны, согласно которой изменялась форма правления: Пакистан становился президентской республикой. Президент наделялся исключительными законодательными и исполнительными полномочиями по сравнению с Национальным собранием. Президентом в результате выборов января 1965 г. стал бывший глава военного правления Айюб-хан. Правящая Мусульманская лига получила большинство мест в Национальном собрании и сформировала правительство. Мусульманской лиге противостоял ряд оппозиционных партий, крупнейшими из которых были Авами Лиг (Народная лига) - организация, борющаяся за отделение от Пакистана Восточной Бенгалии, и Партия пакистанского народа (ППН) во главе с З.А. Бхутто.

Усиление политической оппозиции и рост массового движения за отделение Восточной Бенгалии стали одними из главных причин политического кризиса в Пакистане 1969 г. и прихода к власти генерала Яхья-хана, введшего в стране военное положение. В ночь с 25 на 26 марта 1971 г. Восточная Бенга-лия была оккупирована и правительственные войска открыли боевые действия против вооруженных отрядов восточнобенгальцев. Гражданская война приняла бурный и кровопролитный характер. 26 марта, в первый же день войны, была провозглашена Народная Республика Бангладеш. В вооруженный конфликт в начале декабря 1971 г. оказалась втянута Индия. Положение пакистанских войск в Бангладеш вскоре стало безнадежным, и 16 декабря Пакистан капитулировал. Независимость Бангладеш стала свершившимся фактом.

70-е годы: гражданская администрация у власти. «Программа 21 пункта». Создание нового независимого государства изменило карту Южной Азии, геополитическую ситуацию в регионе и дальнейшее развитие Пакистана. 20 декабря 1971 г. генерал Яхья-хан ушел в отставку, передав власть Бхутто, лидеру ППН. Начавшийся 1972 г. положил начало новому этапу в истории Пакистана, который характеризовался следующими изменениями. Во-первых, после многолетнего периода военных режимов Айюб-хана (1958-1969) и Яхья-хана (1969-1971) власть была передана гражданской администрации. Во-вторых, страна продолжала свое развитие в измененных географических границах. В-третьих, произошла перегруппировка партийно-политических сил, в результате которой обозначилось лидерство в политической жизни ППН, предложившей стране новую программу социально-экономических преобразований («Программа 21 пункта»), рассчитанную на дальнейшее капиталистическое развитие и модернизацию социальной структуры общества. Общая стратегия экономического развития предполагала создание значительного государственного сектора, принятие антимонополистического законодательства, национализацию страховых компании, частных банков, экспортной торговли хлопком, аграрную реформу. Она существенно отличалась от курса военной администрации, нацеленного на приоритетное развитие частного сектора при предоставлении привилегий крупному капиталу. Иным стал и внешнеполитический курс. Пакистан вышел из СЕАТО и Британского содружества наций, нормализовал отношения с Индией, признал Бангладеш, расширил международное сотрудничество с СССР. Важнейшей составной частью идеологической платформы ППН стала концепция «исламского социализма». В августе 1973 г. была принята новая (третья) конституция, согласно которой Пакистан объявлялся парламентской федеративной республикой. Ислам был провозглашен государственной религией страны, что нашло отражение в новом официальном названии - Исламская Республика Пакистан. Были установлены прямые тайные выборы законодательных органов власти. Главой государства объявлялся президент, избираемый тайным голосованием парламента, но в отличие от предшествующего периода президентской республики он не обладал полнотой власти. В осуществлении своих полномочий он должен был действовать по совету премьер-министра, рекомендации которого носили обязательный характер. Указы президента также должен был подписывать премьер, являющийся лидером фракции большинства в парламенте.

Однако во второй половине 70-х годов в ППН резко обострилась фракционная борьба, в конечном итоге осложнившая политическую жизнь страны. Оппозиционные группировки выступали против ратификации соглашения с Индией, признания Бангладеш, радикальных мер в экономике. В условиях резкого усиления политической неустойчивости 5 июля 1977 г. в стране произошел военный переворот и в третий раз был установлен военный режим во главе с Зия уль-Хаком. ППН была подвергнута репрессиям. Значительная часть ее руководящего состава была посажена в тюрьмы, а лидер партии З.А. Бхутто был казнен 4 апреля 1979 г. по обвинению в государственной измене.

Военный режим Зия уль-Хака. Установление в Пакистане военного режима Зия уль-Хака существенно изменило внутренний и внешнеполитический курс страны. Частному капиталу был возвращен ряд ранее национализированных предприятий, разрешены частные вклады в те отрасли, которые были отведены госсектору. В стране вводилось чрезвычайное положение и были созданы военные трибуналы. 13 сентября 1978 г. Зия уль-Хак стал президентом страны, сохранив за собой пост Главного военного администратора.

В январе 1982 г. был сформирован Федеральный консультативный совет, заменивший упраздненное Национальное собрание. В 1985 г. Зия уль-Хак кардинально изменил конституцию, наделив себя как президента исключительными правами - назначать и смещать премьер-министра, командующих родами войск и членов Верховного суда. Таким образом, произошел очередной переход от парламентской системы правления к президентской.

Несмотря на существовавший запрет на оппозиционную деятельность, ППН удалось сохранить свое влияние в стране и организовать «движение за восстановление демократии» и конституции 1973 г. ППН была поддержана другими партиями и движениями, стремящимися к полной легализации своей деятельности.

Сохранение неустойчивости внутриполитической жизни страны в конце 80-х - 90-е годы. В 1988 г. во внутриполитической жизни Пакистана произошли крупные изменения. После 11 лет правления режима генерала Зия уль-Хака страна вернулась к гражданскому демократическому правлению.

К власти пришло правительство ППН. Премьер-министром стала Беназир Бхутто, дочь З.А. Бхутто. Выборы состоялись через четыре месяца после гибели Зия уль-Хака в авиационной катастрофе в августе 1988 г. Согласившись с результатами выборов и созданием гражданского правительства, военные вместе с правомусульманскими партиями сохранили сильные позиции в административном аппарате, парламенте и других органах. Их ставленником являлся генерал Гулам Исхак-хан. В этих условиях правительство Б. Бхутто фактически не обладало свободой действий. Используя напряженную внутреннюю ситуацию и обострение отношений с Индией из-за кашмирского вопроса, президент в начале августа 1990 г. распустил парламент, объявив чрезвычайное положение, и отстранил правительство Б. Бхутто, обвинив его в недееспособности, коррупции и других злоупотреблениях. В «президентском перевороте» активно участвовала армия. В апреле 1993 г. Гулам Исхак-хан сместил нового премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа, и в последующие годы такой феномен стал прочной составной частью политического процесса в Пакистане. Как и в 1990 г., причиной смещения стали стремление к проведению поправки к конституции, лишающей президента особых прав смещать премьер-министра, и попытки конституционно ограничить роль армии в политическом процессе. На смену чисто военным режимам на рубеже 80-90-х годов пришло жесткое президентское правление, гражданское по форме, но обеспеченное прочной поддержкой армейских сил. Приход к власти Б. Бхутто в 1990 г. (как и последующее затем ее возвращение на пост министра и очередная отставка) не нарушил общей тенденции к авторитаризму.

Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях социально-экономического развития Пакистана.

2. Какие процессы внутренней жизни способствовали установлению военного режима Зия уль-Хака?

3. Какие тенденции характерны для современной политической жизни Пакистана?

Индия, Пакистан, Китай после Второй мировой войны

Завоевание Индией независимости.

Развитие Индии и Пакистана. После окончания Второй мировой войны Индия переживала подъем национально-освободительного движения. Английские власти, стараясь удержаться в Индии, маневрировали, сочетая методы его жестокого подавления выступлений с уступками и действиями, направленными на раскол индийцев.

Под предлогом защиты интересов мусульман и других меньшинств в 1946 г. власти установили систему выборов в Центральное законодательное собрание по религиозным куриям, что обострило конфликт между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой. Программа ИНК включала требования независимости страны и равноправия всех ее граждан, единства индусов, мусульман и приверженцев других религий. Главными требованиями Мусульманской лиги было разделение Индии на два государства по религиозному признаку и создание мусульманского государства Пакистан («страна чистых»).

ИНК и Мусульманская лига получили большинство по своим куриям, но в ряде провинций немалая часть мусульман поддержала программу ИНК. Подавляющее большинство населения высказалось против английского господства.

ИНК включал в себя представителей различных социальных слоев, был очень авторитетен вследствие многолетнего противостояния колонизаторам. Наиболее популярными лидерами ИНК являлись М.Ганди и Дж.Неру.

В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Неру. Мусульманская лига отказалась войти в правительство и провозгласила начало прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте вспыхнули погромы в индусских кварталах, в ответ запылали мусульманские кварталы. Столкновения между индусами и мусульманами, перераставшие в резню, перекинулись на другие районы страны.

В феврале 1947 г. британское правительство объявило о намерении предоставить Индии права доминиона при условии раз дела ее по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Княжества сами решали, в какой из доминионов они вступят. ИНК и Мусульманская лига приняли этот план.

За короткий период огромное число беженцев перебралось из пакистанских частей в индийские районы и наоборот. Сотнями тысяч исчислялись погибшие. Против разжигания религиозной розни выступал М. Ганди. Он требовал создать приемлемые условия для мусульман, оставшихся в Индии. Это вызывало обвинения в предательстве интересов индусов. В январе 1948 г. М.Ганди был убит членом одной из религиозных индуистских организаций.

14 августа 1947 г. было провозглашено основание доминиона Пакистан. Главой правительства Пакистана стал лидер Мусульманской лиги Ликиат Али Хан. На следующий день провозгласил свою независимость Индийский Союз. Из 601 княжества подавляющее большинство присоединилось к Индии. Первое правительство страны возглавил Дж. Неру.

При разделе территории не учитывались ни географические рубежи, ни экономические связи между районами, ни национальный состав. На индийской территории сосредоточилось 90% всех запасов полезных ископаемых, текстильная и сахарная промышленность. Большая часть районов по производству хлеба и технических культур досталась Пакистану.

Самая напряженная обстановка сложилась в княжестве Кашмир. Оно должно было войти в состав Индийского Союза, хотя большинство населения составляли мусульмане. Осенью 1947 г. пакистанские войска вторглись на запад Кашмира. Махараджа заявил о присоединении к Индии, в Кашмир вступили индийские войска. Кашмирский вопрос стал яблоком раздора между Индией и Пакистаном и одной из главных причин индо-паки-станских войн 1965 и 1971 гг. В результате войны 1971 г. на месте Восточного Пакистана образовалось государство Бангладеш.

В 1949 г. Индия приняла Конституцию, провозглашавшую ее федеративной республикой (союз штатов). Победу на всех выборах до конца 70-х гг. одерживал ИНК. Его лидеры выступали за развитие смешанной экономики при сильных позициях в ней государства. Были проведены аграрная реформа, различные социальные преобразования. Экономика Индии, несмотря на все трудности, развивалась довольно успешно. С конца XX в. в стране начался бурный рост передовых технологий. Было проведено испытание ядерного оружия.

Во внешней политике Индия взяла курс на неучастие в блоках, на борьбу за мир. Дружественные отношения поддерживались с СССР. После смерти Неру пост премьер-министра перешел к его дочери Индире Ганди. После убийства И. Ганди в 1984 г. премьер-министром стал ее сын Раджив Ганди, убитый в 1991 г. Эти убийства были связаны с активизацией в стране националистического и сепаратистского движения (сикхи, тамилы). В конце XX в. ИНК переживал расколы и потерял монополию на власть. К управлению страной пришли представители индуистских партий (премьер-министр А. Ваджпаи). В начале XXI в. ИНК вновь завоевал большинство на выборах в парламент (премьер-министром стал М.Сингх).

Для политического развития Пакистана характерна нестабильность. Большую роль в стране играла армия, часто совершавшая военные перевороты. Во внешней политике Пакистан придерживался проамериканского курса. Экономика страны развивалась сравнительно успешно (Пакистан также создал атомное оружие), хотя, как и в Индии, значительная часть населения продолжает жить в нищете. В начале XXI в. участились выступления с требованием усилить роль ислама в жизни общества.

Развитие Китая в 50 — 70-е гг. XX в.

В результате победы коммунистов в Гражданской войне в 1949 г. остатки гоминьдановцев под прикрытием авиации и флота США бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Народное правительство КНР возглавил Мао Цзэдун.

Новое китайское руководство взяло курс на строительство социализма. Была проведена национализация промышленных предприятий, на селе создавались кооперативы. В 50-е гг. Китай тесно сотрудничал с СССР, который оказывал ему огромную помощь в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры. В этот период происходила успешная индустриализация страны.

В конце 50-х гг. Мао Цзэдун взял курс на сверхбыстрые темпы развития. Начался «большой скачок», представлявший собой попытку «вступить в коммунизм» под лозунгом «Несколько лет упорного труда — и десять тысяч лет счастья». В результате в экономике воцарился хаос, страну охватил страшный голод. Политика «большого скачка» вызвала недовольство ряда партийных деятелей. Для подавления их сопротивления с 1965 — 1966 гг. по инициативе Мао Цзэдуна была организована так на зываемая «культурная революция». Силами молодежи («хун-вэйбины» — красные охранники) было развернуто наступление на чиновников под лозунгом «Огонь по штабам!». Сотни тысяч работников партии и госаппарата были казнены или выселены в дальние районы на «перевоспитание». В этот период обострились отношения Китая с СССР, в 1969 г. произошли вооруженные столкновения (остров Даманский на реке Уссури). В 1972 г. КНР заключила договор с США.

Смерть Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. привела к обострению внутриполитической борьбы. Фанатичные приверженцы политики Мао («банда четырех») были арестованы. Во главе партии и государства встал Дэн Сяопин, бывший сподвижник Мао, пострадавший в годы «культурной революции». Провозглашенная в 1978 г. политика «четырех модернизаций» предусматривала преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, культуры и перевооружение армии.

Современный Китай.

В течение 80 — 90-х гг. в Китае под руководством компартии проводились серьезные реформы, разительно преобразившие облик страны. Реформы начались с сельского хозяйства. Было распущено большинство кооперативов, каждый крестьянский двор получил участок земли на условиях длительной аренды. Постепенно решилась продовольственная проблема. Промышленным предприятиям предоставлялась самостоятельность, развивались рыночные отношения. Появились частные предприятия. В Китай все шире проникал иностранный капитал. К концу XX в. объем промышленного производства увеличился в 5 раз, китайские товары начали победоносную экспансию за рубежом, в том числе в США. Повысился уровень жизни значительной части населения.

Успешное экономическое развитие страны (рост производства от 7 до 15% в год), которую стали называть «мастерской XXI века», продолжается и в настоящее время. Свидетельствами достижений в экономике стали запуск в 2003 г. первого китайского космического корабля с космонавтом на борту и разработка планов полета на Луну. По уровню экономического потенциала Китай вышел на второе место в мире, а по ряду показателей обогнал и США. Свои огромные успехи китайцы наглядно продемонстрировали во время Олимпийских игр в Пекине в 2008 г.

Политическая власть в Китае осталась неизменной. Попытка части студентов и интеллигенции развернуть кампанию по либерализации в ходе выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г. была жестоко подавлена. Руководящей силой страны по-прежнему является КПК, заявляющая о «строительстве социализма с китайской спецификой».

Во внешней политике КНР добилась немалых успехов: к Китаю были присоединены Гонконг (Сянган) и Мокао (Аомынь). С середины 80-х гг. нормализовались отношения с СССР. Дружественные отношения установились у Китая с Россией, другими постсоветскими государствами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Как образовались государства Индия и Пакистан? Расскажите об их развитии.

Как была создана Китайская Народная Республика? В чем состояли особенности развития Китая в 50—70-е гг.?

Каковы направления и результаты реформ, проводимых в Китае в конце XX — начале XXI в.?

Сравните развитие Китая и Индии во второй половине XX -начале XXI в. Что было в их развитии сходного и в чем состояли различия?

Пакистан – молодое государство, возникшее в 1947, но мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии в 8 в. как завоеватели и оставались влиятельной политической силой вплоть до 19 в.

Ранние мусульманские государства в Индии

В 710–716 войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммада ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев – джизию, но им была оставлена свобода в отправлении религиозных обрядов и в сфере культурной жизни. От индусов не требовалась обязательная военная служба, но если они на нее поступали, то освобождались от джизии и получали положенные жалованье и вознаграждение.

Между 1000–1027 султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию, проникая через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора, но ее западные области были утрачены наследниками престола в 11 в. Газневидский Пенджаб, включавший северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана. Многочисленные мусульманские общины, расселившиеся в бассейне Инда, уже не рассматривали эти земли в качестве покоренной территории – она стала для них родиной.

Господство Газневидов оказалось непрочным, и в 1185 долина Инда вошла в состав державы Гуридов. Это случилось при султане Муиз-уд-дин Мухаммаде, которому удалось распространить мусульманское владычество на всю Северо-Западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар. Преемникам убитого в 1206 в Пенджабе Муиз-уд-дин Мухаммада удалось сохранить контроль над завоеванными в Индии землями. Период после его смерти вплоть до воцарения Бабура, основавшего в 1526 династию Великих Моголов, известен как время Делийского султаната. В нем за более чем 300 лет сменилось 40 султанов, принадлежавших пяти мусульманским династиям: Гулямов (1206–1290), Хильджи (1290–1320), Туглакидов (1320–1414), Саидов (1414–1451) и Лоди (1451–1526). Административные посты в Делийской державе занимали преимущественно мусульмане, но индусы тоже привлекались на государственную службу. Для решения гражданских дел индусы имели собственные общинные суды (панчаяты).

Ислам в эту эпоху упрочил свое влияние в Индии. Обращение в него в целом обходилось без насилия, а проповедью мусульманских догматов занялись суфии, частично специально обучавшиеся, чтобы нести свет новой веры в разные области субконтинента. Контакты индусов и мусульман привели к становлению языка урду, который возник на базе одного из диалектов Северной Индии, обогатившись за счет персидской лексики. Хинди сформировался на той же диалектной основе, но испытал воздействие санскрита. В 17–18 вв. сложился современный литературный стандарт урду, который использовал персидско-арабскую графику и воспринял творческие традиции персидских и арабских писателей и идеи ислама; урду превратился в мощный двигатель мусульманской культуры в Южной Азии.

Империя Великих Моголов

Это государство известно своими достижениями в области культуры, просвещения и искусства. Созданное Бабуром в 1526, оно было консолидировано уже его внуком Акбаром (ок. 1556–1605). Акбар проводил политику примирения с индусами, и эффективная административная деятельность составляет важную черту правления этого императора. В 1579 был отменен подушной налог – джизия. Индусские храмы были взяты под защиту государства. В 1580 Акбар объявил о создании новой религии – Дин-и иллахи (Божественной религии), которая основывалась на отказе от идолопоклонства и многобожия. Цель заключалась в обеспечении лояльности и индусов, и мусульман, особенно государственных служащих. При Акбаре под руководством министра финансов, индуса Тодара Мала, была введена система земельного налогообложения, на которую впоследствии, в конце 18 в., опирались английские колониальные власти при разработке своей политики.

Преемник Акбара император Джахангир (ок. 1605–1627) тоже ориентировался на создание «секуляризованного» государства. Шах-Джахан (ок. 1628–1658) превратил империю в мусульманскую державу. Ревнитель веры Аурангзеб (ок. 1658–1707) стал наследником своего отца Шах-Джахана. Уже в первые годы правления Аурангзеб издал несколько декретов, восстановивших действие многих исламских обычаев. С возрастом религиозный фанатизм правителя усилился. Индусские храмы, возведенные без императорского соизволения, были разрушены, сооружение новых не дозволялось. В апреле 1679 индусы вновь были обложены джизией.

Притеснения вызвали сильное недовольство среди индусов и ряд волнений, в том числе бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680–1707. Войны, которые вел Аурангзеб, привели к разрыву добрососедских политических и культурных связей, возникших между мусульманами и индусами при Акбаре. В 18 в. общины индусов, мусульман и сикхов вступили в междоусобную борьбу за лидерство, но не смогли противостоять англичанам, которые заполнили политический вакуум, образовавшийся после упадка державы Великих Моголов.

Британская Индия и создание Пакистана

В 18–19 вв. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757, Синд в 1843 и Пенджаб в 1849. В 1857 вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование.

После 1857 бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии для индусов и мусульман. В 1887 Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885. Раздел Бенгалии в 1905 побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 английским парламентом закон «Реформа Морли – Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе «Реформа Монтегю – Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан.

Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971

После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (с 1959 – фельдмаршалом) Айюб Ханом. В феврале 1960 состоялись президентские выборы, на которых Айюб Хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962. Военное положение было отменено только в июне 1962. В 1965 конституционным путем Айюб Хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 в стране было снова введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья Хан (ушел в отставку в 1971).

Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: ок. 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и ок. 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

Пакистан (Исламская Республика Пакистан) расположен в южной части Азиатского континента. Образован в 1947 году в результате раздела бывшей британской колонии Индии на два государства. В 1971 году из его состава вышла Восточная Бенгалия, народ которой в результате длительной борьбы за независимость создал суверенное государство Бангладеш.

В последние годы политический курс Исламабада чарактеризуется постоянным ростом милитаризации страны, обострением отношений с соседними государствами, расширением военно - политического сотрудничества с США, их союзниками по НАТО и реакционными режимами мусульманских стран. Все это превратило Пакистан в один из главных плацдармов империалистической экспансии и подрывных действий против социализма и национально-освободительных движений в регионе. Основная группировка пакистанских войск дислоцируется в районах, находящихся близ границы с Индией.

Физике - географические условия. Площадь Пакистана составляет 804 тыс. кв км. Территория страны простирается более чем на 1600 км с юга на север и около 890 км с востока на запад (рис. 1) . Пакистан граничит с Ираном, Афганистаном и Индией. Под контролем пакистанской администрации находится в настоящее время значительная часть индийского штата Джамму и Кашмир, имеющая общую границу с КНР длиной 595 км. С юга Пакистан омывается водами Аравийского моря. Морская граница имеет протяженность 830 км.

Более половины территории страны занимают горы и плоскогорья - отроги Гималаев и Гиндукуша на севере (высшая точка гора Тиричмир, 7690 м) и большей частью параллельные хребты высотой до 3500 м (гора Заргун, 3578 м), хребты и плато Иранского нагорья на западе. На востоке и юго-востоке Пакистана раскинулась Индская низменность, занимающая приблизительно 16 тыс. кв км плодородных земель и переходящая на востоке в пустыню Тар, а на севере - в пустыню Тхал.

Большинство рек Пакистана находится в пределах бассейна р. Инд. Реки западных районов страны имеют сток в Аравийское море. Значительная часть речных вод используется для орошения. Например, на крупнейшей в мире единой ирригационной системе р. Инд и ее притоков эта доля достигает 40 проц. стока. Водный режим основных рек Пакистана непостоянен. В летне-осенний период уровень воды повышается на 20 - 30 м в горных и на 3 - 10 м в равнинных районах.

Нередко разливы сопровождаются катастрофическими последствиями. Зимой и весной реки Пакистана значительно ме-пеют, а некоторые полностью пересыхают. Вследствие этого судоходство возможно только на отдельных участках Инда и его восточного притока - р. Сатледж.

Имеется незначительное количество озер.

В большей части страны преобладает тропический климат, а на северо-западе субтропический, сухой, континентальный. Год делится на три сезона. В дождливый период (июль - сентябрь) количество осадков составляет 50 - 500 мм, а в горных районах до 1500 мм. Холодный сезон (октябрь - февраль) характерен устойчивой погодой с температурой 11 - 19°С, нередкими ночными заморозками, в горах с морозами до - 20° С. В жаркий сезон (март - июнь) средняя температура составляет 30 - 35°С (абсолютный максимум 52,2 С был зарегистрирован в центральной части страны в г. Джейкобабад).

Растительность Пакистана представлена в основном пустынными, полупустынными и степными травянистыми и кустарниковыми видами. По поймам рек распространены акациевые и тамарисковые леса. Берега оросительных каналов покрыты искусственными насаждениями. Склоны гор - зона лиственных, а выше 2000 м - хвойных лесов.

Население и государственный строй. В 1986 году население Пакистана составляло 98 млн. человек, из них свыше 52 проц. мужчин. Среднегодовой прирост населения около 3 проц., а средняя плотность 122 человека на 1 км2. Основная часть населения, около 72 проц., проживает в сельской местности. Из наиболее крупных городов выделяются (млн. человек): Карачи (5,2), Лахор (2,9), Фейсалабад (1,1), Равалпинди и Хайдарабад (по 0,8), Мултан (0,7). Столица - Исламабад (более 200 тыс. жителей).

Национальный состав страны неоднороден. Пакистан населяет более 20 национальностей. Из них наиболее многочисленными являются пенджабцы синдхи, пуштуны, белуджи, брагуи. Пакистанцы говорят на различных языках и диалектах. Государственный язык - урду, наряду с ним широко используется английский.

По религиозному признаку население делится на мусульман (свыше 97 проц. населения), христиан (менее 3 проц.), имеются также другие крайне незначительные по численности религиозные группы.

Государственной религией является ислам.

Пакистан - федеративная республика, состоящая из четырех провинций (делятся на области, округа и тахеилы - районы), федерального столичного округа и зоны племен. По конституции 1973 года (с изменениями и дополнениями 1984 - 1985 годов) главой государства является президент, избираемый членами парламента на пятилетний срок. Парламент наделен ограниченными законодательными полномочиями. Он состоит из двух палат - сената (верхняя) и национальной ассамблеи (нижняя). В сенате 83 депутата, из которых 72 представляют законодательные ассамблеи провинций, пять - зону племен, два - столичный округ и четыре - религиозные меньшинства и женщин. Все они избираются сроком на шесть лет. Каждые два года треть состава сената переизбирается. Национальная ассамблея объединяет 237 депутатов, избираемых на шесть лет. Исполнительная власть формально осуществляется правительством, в состав которого входят премьер-министр и более 20 министров и государственных министров. Фактически с 1977 года вся высшая законодательная и исполнительная власть у военного совета.

Во главе провинции находится губернатор, который назначает главного министра и министров провинциального правительства, а также утверждает законопроекты провинциальных ассамблей. Управление в областях осуществляется комиссарами, в округах - заместителями комиссаров, в тахсилах - тахсилдарами, а в зоне племен, находящейся в Северо - Западной пограничной провинции, - специальными представителями, назначаемыми президентом.

Нынешний президент Пакистана генерал М. Зия-уль-Хак пришел к власти в результате военного переворота в июне 1977 года. В то время страна переживала политический кризис, вызванный социально - экономическими мероприятиями кабинета 3. А. Бхутто, встретившими резкое сопротивление реакционных кругов и сопровождавшимися движением гражданского неповиновения и вспышками насилия. После захвата власти было объявлено военное положение сроком на 90 дней, которое, однако, затянулось более чем на восемь лет и было отменено лишь 30 декабря 1985 года. Избранное федеральное прэзительство было распущено, лидеры правящей Пакистанской народной партии подверглись репрессиям. Обещанные военной администрацией всеобщие выборы и возврат к демократическим формам правления неоднократно откладывались. Вместе с тем для создания видимости соблюдения законности и демократии предпринимались некоторые меры. Так, в 1978 году было сформировано временное гражданское правительство с участием лидеров партий, поддерживающих военный режим, а генерал Зия-уль-Хак стал президентом. Все это носило характер отвлекающих действий и использовалось для укрепления положения военных. В 1984 году в стране был проведен референдум, в ходе которого под предлогом продолжения курса на исламизацию всех сторон жизни и проведение политических преобразований Зия-уль-Хак добился продления своих полномочий в качестве президента еще на пять лет.

После выборов в национальную и провинциальные ассамблеи в 1985 году, проводившихся с нарушениями конституционных норм и обеспечивших победу сторонникам режима, в местных органах власти стала складываться заметная оппозиция. Для ее подавления Зия-уль-Хак утвердил ряд поправок к конституции 1973 года, предоставляющих президенту практически неограниченные полномочия.

Формально все политические партии распущены в 1979 году, однако фактически они осуществляют ограниченную политическую деятельность.

Крупнейшая Пакистанская народная партия выражает интересы мелкой и средней буржуазии города и деревни. Пакистанская мусульманская лига - группировка партий правобуржуазного и религиозно-общинного толка. Расколота на несколько фракций. Национальная демократичесекая партия, образованная в 1975 году, придерживается демократической ориентации. Джамаат-и-Ислами - реакционная религиозно политическая организация. Коммунистическая партия Пакистана образована в 1948 году, с 1954 года действует в глубоком подполье. В стране действуют и другие политические организации, а также ряд профсоюзов.

Экономика . Пакистан - аграрная страна с развивающейся промышленностью. В общем объеме валового национального продукта (ВНП) на долю сельского хозяйства приходится около 25 проц., а промышленности - 20 проц. В 1986 году ВНП страны составил 32,6 млрд. долларов, или 333 доллара на душу населения.

По шестому пятилетнему плану экономического развития, принятому в 1983 году, среднегодовой прирост ВНП должен составить 6,5 проц., но, как подчеркивается в пакистанской печати, отрицательное влияние погодных условий на сельскохозяйственное производство обусловило заметное отставание от плана. Общие расходы на осуществление плана определены в сумме 37 млрд. долларов. На их покрытие более 40 проц. намечено получить от частных предпринимателей, которым отводится основная роль в финансировании большинства программ, особенно в сфере материального производства. Государственный сектор должен обеспечивать создание необходимой экономической инфраструктуры для привлечения частного капитала. Запланировано также использование внешней экономической помощи на общую сумму 5 млрд. долларов.

По оценкам западны» экономистов, шестой план развития с самого начала носил пропагандистский характер, поскольку ресурсы государства ограниченны, а привлечение частных средств затруднено вследствие недоверия крупной буржуазии к военному режиму. По результатам первых двух лет реализация плана отставала на 9 - 10 проц. от намеченных показателей.

По официальным данным, экономически активное население в 1986 году составляло 28,8 млн. человек (около 30 проц. населения страны). Различными видами деятельности занято 27,8 млн. Более половины работает в сельском хозяйстве, в промышленности занято 13 проц., торговле и сфере услуг - 24 проц., строительстве - около 5 проц., транспорте - почти 5 проц., энергетике и газоснабжении - менее 2 проц. Уровень безработицы достиг почти 3,5 проц. Для Пакистана характерен очень низкий уровень занятости женщин - немногим более 2 проц., или менее 1 млн. человек.

Сырьевые и энергетические ресурсы страны изучены недостаточно, и их роль в экономике невелика. Доля добывающей промышленности в ВНП составляет 1,4 проц. Запасы основных видов сырья по разведанным месторождениям исчисляются (млн. т): железная руда - более 430, медная руда - 412, хромиты - 4, бокситы - более 74, бариты - 5; из нерудного сырья: каменная соль - более 100, фосфориты - 23, сера - 1.

В топливно-энергетическом балансе Пакистана в 1985 году на долю нефти приходилось 38,4 проц., природного газа - 36,3, угля - 5,7, гидроэнергии - 18,7, атомной энергии- 0,4, прочих энергоносителей - 0,5 проц.

Достоверные запасы нефти составляют 14,9 млн. т. Среднегодовая ее добыча в 80-х годах (0,6 млн. т) обеспечивает около 14 проц. потребностей страны. Дефицит 4 - 4,5 млн. т покрывается за счет импорта. Запасы природного газа оцениваются в 436 млрд. куб. м, среднегодовой объем добычи составляет около 10 млрд. куб. м. Основные месторождения нефти находятся на северо-востоке страны в районе г. Равалпинди, а газа - в бассейне р. Инд близ г. Суккур. Общие запасы угля составляют 606 млн. т. Невысокий по качеству пакистанский уголь используется в основном как топливо в промышленности. Добыча ведется в провинции Белуджистан, объем 1,6 млн. т в год. В районе г. Дерагазихан разрабатываются месторождения урановых руд.

Производство электроэнергии, как считают западные экономисты, значительно отстает от потребностей страны. Мощности электростанций в 1985 году составляли 5,5 млн. кВт, из них около 94 проц. приходилось на государственные электростанции. Крупнейшими в Пакистане являются (мощность в тыс. кВт): ГЭС Тарбела (1400), Мангла (800) и Варсак (240); ТЭС Гудду (439), Мултан (266) и Фейсалабад (200); близ Карачи действует единственная в стране АЭС Канупп (137). В 1985 году было выработано 24 млрд. кВт-ч электроэнергии, в том числе на ГЭС приходилось 58,5 проц., на ТЭС - 40 проц. и на АЭС - 1,5 проц. До 1988 года намечено построить 13 объектов энергетики и довести общие мощности до 8,2 млн. кВт, однако выполнение этих задач тормозится нехваткой финансовых средств.

Обрабатывающая промышленность насчитывает (по переписи 1981 года) более 3,8 тыс. предприятий, из них свыше 80 проц. с числом занятых до 100 человек, немногим более 11 проц. - до 500 человек и около 6 проц. - крупные.

Ведущее положение в стране занимают пищевая и легкая промышленность. На их долю приходится более половины условно чистой продукции, в то время как доля базовых отраслей составляет менее трети. Основные промышленные центры - города Карачи, Равалпинди, Джелам, Лахор, Пешавар и Фейсалабад.

Металлургическая промышленность насчитывает более 200 заводов, крупнейшим из которых является построенный в г. Карачи с помощью СССР металлургический комбинат мощностью 1,1 млн. т стали в год. Имеется также 24 мелких сталеплавильных завода общей мощностью 0,7 млн. т в год, 21 завод по производству проката (600 тыс. т в год), более 150 мелких предприятий по выпуску изделий из черных металлов, а также 14 предприятий цветной металлургии. Кроме этого, имеется более 270 заводов металлоизделий. Основные центры отрасли - города Карачи, Таксила, Харипур, Лахор.

Машиностроение объединяет более 600 в основном небольших предприятий, выпускающих сельскохозяйственные машины, станки для текстильной промышленности, автотранспортные средства и электробытовые приборы. Предприятия отрасли сконцентрированы в городах Карачи, Лахор, Таксила. Из них наиболее крупные находятся в г. Таксила - комплекс тяжелого машиностроения, в г. Карачи - станкостроительный завод, автозаводы и судоверфь.

Нефтепереработка осуществляется двумя заводами в Карачи (мощность 2,5 и 2,1 млн. т в год), работающими на импортной нефти, и заводом близ Равалпинди (1,8 млн. т в год), перерабатывающим пакистанскую нефть. Химическая промышленность представлена девятью предприятиями по выпуску удобрений общей мощностью более 1 млн. т в год, а также более 100, производящими промышленные химикаты, нефтехимическую, лакокрасочную и резинотехническую продукцию (расположены в Карачи, Мултан, Фейсалабад и других городах).

В промышленности стройматериалов имеется 13 цементных заводов общей мощностью более 5 млн. т в год, три кирпичных завода (ведется строительство еще четырех), три асбоцементных завода и около 70 предприятий по выпуску стекла, арматуры, железобетонных изделий, огнеупоров и т. д. Основные центры отрасли - Карачи, Дерагазихан, Вах, Хайдарабад.

В легкой промышленности насчитывается более 1,3 тыс. текстильных, швейных, кожевенно-обувных предприятий и ковровых фабрик, которые производят около 30 проц. стоимости промышленной продукции и обеспечивают до 45 проц. доходов пакистанского экспорта. Производственные мощности отрасли составляют в год более 600 тыс. т хлопчатобумажной пряжи и 650 млн. м хлопчатобумажных тканей, более 3 млн. м2 ковровых, около 80 тыс. т джутовых изделий, до 55 млн. м2 кожи. Предприятия отрасли работают с недогрузкой, достигающей в отдельных случаях 70 проц., а производство тканей в 80-х годах сокращалось в среднем на 5 проц. в год вследствие протекционистских мер развитых капиталистических государств. Основные центры легкой промышленности - города Карачи, Лахор, Мултан, Фейсалабад. Пищевая промышленность - вторая по значению отрасль после легкой. В Пакистане имеется 39 сахарных заводов (мощность около 1,4 млн. т в год), 44 завода растительных масел (666 тыс. т), около 200 му-чомольных предприятий (5 млн. т), 57 рисоочиститель-ных фабрик, консервные заводы и другие предприятия по выпуску пищевых продуктов и табачных изделий.

Военная промышленность . Первый завод стрелкового оружия и боеприпасов был построен в Пакистане в начале 50-х годов. Его продукция лишь в незначительной мере удовлетворяла потребности вооруженных сил страны. Для снижения зависимости от импорта оружия и военной техники правительство в 1965 году приняло решение о налаживании собственного военного производства. В настоящее время часть военной продукции выпускают относительно крупные государственные заводы, находящиеся в подчинении министерства обороны. Кроме того, на нужды вооруженных сил работают и предприятия гражданского сектора.

В Пакистане производятся в основном по западным лицензиям легкие самолеты вспомогательной авиации, сторожевые катера, безоткатные орудия, минометы, стрелковое оружие, аппаратура связи, боеприпасы, ведется ремонт различных видов военной техники. Военная промышленность полностью обеспечивает потребности вооруженных сил в безоткатных орудиях и минометах, стрелковом оружии и боеприпасах.

Предприятия отрасли сконцентрированы в городах Вах (выпуск артиллерийско-стрелкового оружия, боеприпасов, капитальный ремонт танков), Камра (сборка и ремонт авиационной техники) и Карачи (судостроение и судоремонт, производство автотранспортных средств и минометов, ремонт самолетов). В перспективе намечается освоить выпуск ракетного оружия, сборку танков и реактивных истребителей.

Сельское хозяйство, являясь ведущей отраслью экономики страны, судя по сообщениям пакистанской печати, все же не полностью удовлетворяет потребности в продовольствии и промышленном сырье. Земледелие, на которое приходится до 70 проц. сельскохозяйственного производства, характеризуется низким агротехническим уровнем и сильной зависимостью от погодных условий. Земля в основном сосредоточена в руках помещиков и кулаков. Площадь пригодных для земледелия угодий составляет свыше 31 млн. га, но обрабатывается только 20 млн. ге, из них более 19 млн. га - орошаемые земли. Уровень использования удобрений невысок. В стране в 1986 году собрано (тыс. т): пшеница (13 426), рис (2957), кукуруза (1009), ячмень (132), просо (476), сахарный тростник (26 912), рапс (237), хлопок (1209), табак (100).

Животноводство играет второстепенную роль. Поголовье крупного рогатого скота в 1985 году составляло 29,6 млн., овец - 25 млн., коз - 29,7 млн., верблюдов - 910 тыс., лошадей - 450 тыс., численность домашней птицы оценивается в 114 млн. В год производится около 1 млн. т мяса, 10 - 11 млн. т молока. В рационе населения существенную роль играют рыба и другие продукты моря, улов которых достигает 350 тыс. т в год.

Транспорт. Основу транспортной системы Пакистана представляет автомобильный и железнодорожный транспорт, на который приходится наибольший объем внутренних перевозок. Внешнеторговые перевозки осуществляются преимущественно морским и в меньшей степени воздушным транспортом.

Протяженность автодорог более 104 тыс. км, из них около 45 тыс. км асфальтированных. Средняя плотность автодорожной сети не превышает 13 км на 100 км2. Автомобильный парк в 1986 году насчитывал 540 тыс. машин, в том числе 405 тыс. легковых. Автотранспорт обеспечивает свыше 80 проц. пассажирских и более 70 проц. грузовых внутренних перевозок. Наиболее загруженным является шоссе Пешавар - Карачи, по которому осуществляется более половины всех автомобильных перевозок.

Общая протяженность железных дорог Пакистана составляет 8,8 тыс. км, из них около 600 км - узкоколейные. Главные магистрали (преимущественно однопутные) проходят по тем же направлениям, что и автодороги. Лишь незначительная часть железных дорог электрифицирована. В 1985 году в стране насчитывалось 965 локомотивов, 3 тыс. пассажирских и 36 тыс. грузовых вагонов. По данным пакистанской печати, основная часть подвижного состава устарела и требует замены, поэтому объем перевозок по железным дорогам в 3 - 4 раза ниже автотранспортных и постоянно сокращается. Программами развития железнодорожного транспорта предусматривается строительство второй колеи на наиболее загруженных участках, налаживается собственное производство тепловозов.

Торговый флот Пакистана, состоящий из 37 судов (1986 год) общим дедвейтом 613 тыс. т, обеспечивал около пятой части внешнеторговых перевозок страны. В Пакистане имеются только два морских порта - Карачи и Касим (40 км юго-восточнее Карачи) мощностью по обработке грузов 16 и 10 млн. т в год соответственно, а фактически в 1986 году в Карачи было переработано 15,7 млн. т, а в Касим - 3 млн. т грузов.

Воздушный транспорт обеспечивает в основном внешние пассажирские перевозки. В 1986 году самолетный парк единственной в стране государственной компании «Пакистан интернэшнл эрлайнз» включал 42 самолета, в том числе 6 Боинг 747. В прошлом году через пакистанские аэропорты перевезено 7,5 млн. пассажиров и 200 тыс. т грузов.

Наиболее крупные аэропорты - Карачи, Лахор, Равалпинди и Пешавар.

Трубопроводный транспорт снабжает главным образом крупные города газом, поступающим из месторождений в центральной части страны. Общая протяженность газопроводов свыше 1650 км. В Пакистане имеется также нефтепровод длиной около 105 км, соединяющий месторождение нефти Дхулиян с нефтеперерабатывающим заводом в Равалпинди.

Вооруженные силы Пакистана, по сообщениям иностранной печати, насчитывают 480,6 тыс. человек (регулярные вооруженные силы) и состоят из сухопутных войск (450 тыс.), военно-воздушных (17,6 тыс.) и военно-морских (13 тыс.) сил. Кроме того, в стране имеются пограничные войска и другие военизированные формирования, общая численность которых 164 тыс. человек. Резерв военнообязанных включает 513 тыс. человек. Около 30 тыс. пакистанских военнослужащих служат по найму в армиях стран Персидского залива, в том числе 10 тыс. в Саудовской Аравии.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на добровольной основе. С лицами 17 лет и старше заключается контракт на срок от двух до семи лет.

Главнокомандующим вооруженными силами является президент, а основными органами высшего военного управления - министерство обороны и военный совет при президенте. Министр обороны руководит вооруженными силами через своего первого заместителя, объединенный комитет начальников штабов, комитет обороны, ряд других органов. Ему подчинены командующие видами вооруженных сил, являющиеся одновременно начальниками штабов соответствующих видов.

Сухопутные войска - основной вид вооруженных сил. В их составе имеется 7 штабов армейских корпусов, 17 пехотных дивизий, 2 бронетанковые дивизии, 8 пехот-ныНа вооружении сухопутных войск в настоящее время имеется около 1600 танков (в том числе более 1000 типа 59), более 1450 орудий полевой артиллерии, минометы, противотанковые средства (из них около 300 ПУ ПТУР «Тоу»), около 100 вертолетов армейской авиации и другое вооружение.

Военно - воздушные силы включают три региональных командования (Северное, Центральное и Южное), а также командование ПВО. В составе ВВС имеется 19 истребительных, разведывательная, 2 транспортные, а также учебные и вертолетные эскадрильи, шесть батарей ЗУР «Кроталь» и батарея ЗУР SА-2. На вооружении состоят 375 боевых самолетов (включая находящиеся в учебных центрах) и 42 ПУ ЗУР, а также более 170 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации. ВВС располагают достаточно развитой аэродромной сетью. Основными авиабазами являются Чаклала, Камра, Пешавар, Миянвали, Саргодха, Рафики, Самунгли и Месрур.

Противовоздушная оборона организована по секторам. Созданы Северный (штаб в г. Пешавар), Южный (Месрур), Западный (Кветта) и Центральный (Саргодха) сектора ПВО. Контроль воздушной обстановки обеспечивается стационарными и мобильными РЛС английского и американского производства, а с 1985 года в стране действует автоматизированная система управления ПВО, созданная с помощью американских фирм.

Военно - морские силы имеют на вооружении девять эскадренных миноносцев, девять подводных лодок, в том числе три сверхмалых, и три тральщика. В составе флота также имеется 25 боевых катеров и 11 вспомогательных судов, а в авиации ВМС - три базовых патрульных самолета, шесть противолодочных и четыре поисково-спасательных вертолета. Перед ВМС стоят задачи по охране и обороне морского побережья страны и коммуникаций между Аравийским морем и Персидским заливом. Главная военно-морская база - Карачи.

Военно-политическое руководство Пакистана прилагает значительные усилия по модернизации вооруженных сил. На военные цели выделяется наибольшая доля бюджетных ассигнований, которая в 1985/86 финансовом году составила 35,1 млрд. рупий (2,2 млрд. долларов), или 27,2 проц. общих расходов. На 1986/87 финансовый год военные расходы запланированы на сумму 38,7 млрд. рупий (2,4 млрд. долларов), что на 10 проц. больше чем в предыдущем году/

Как отмечает журнал «Фар истерн экономик ревью», бюджетные ассигнования Пакистана направляются главным образом на текущие расходы - денежные выплаты, содержание и эксплуатацию военных объектов, материально-техническое обеспечение и т. п. Закупки же вооружения обычно не отражены в бюджете, поскольку они финансируются из внешних источников. Так, военная и экономическая помощь США в период 1981 -1986 годов составила 3,2 млрд. долларов, а на 1987 -1992 годы она планируется в размере 4,02 млрд. долларов. Около половины всей суммы американской помощи используется для закупок современного вооружения и развития военной инфраструктуры.

По данным иностранной печати, ожидаемые поставки из США включают три самолета ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», 16 ПКР «Гарпун», оборудование для модернизации истребителей китайского производства, которых было закуплено около 100 машин. Ведутся переговоры о закупке новой партии истребителей F-16. Финансирование поставок первых 40 самолетов F-16 осуществлялось Саудовской Аравией, предоставившей Пакистану для этой цели 500 млн. долларов. Началась поставка из Китая истребителей (заказано 60 машин). Кроме того, достигнуто соглашение о строительстве тргх фрегатов УРО типа «Амазон» (два будут построены в Великобритании, а третий - в Пакистане при технической помощи англичан).

Милитаризация Пакистана соответствует планам империализма в отношении Южной Азии и Индийского океана. Поставки вооружения, строительство объектов военной инфраструктуры, обучение пакистанских военнослужащих - все это составные элементы «неоглобалистской» политики Вашингтона, направленной на укрепление военно-стратегических позиций в данном регионе, создание связующего звена в цепи плацдармов агрессии вдоль южных границ СССР - от Турции до Южной Кореи и Японии.