Эссе "моя педагогическая философия". Эссе учителя Моя педагогическая философия

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес (древнегреческий математик)

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с семнадцатилетним стажем, оказалось трудным, но интересным заданием. И вот передо мной лежит обычный чистый лист. Очень много вопросов, на которые я хотела бы дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Что для меня – работа учителя?

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия - любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Этот выбор я сделала в самом раннем детстве и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

36 лет жизни. Они пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как многие дети посещала детский сад. Вот там и началась моя профессиональная жизнь! Да, да, не удивляйтесь, всё было именно так! Начиная с 4-х летнего возраста, воспитатели обратили внимание на мои организаторские способности, и…, стали оставлять за «старшую» в группах детей 2-х летнего возраста! Так я попала в профессию! И на вопросы взрослых с радостью отвечала, что хочу стать воспитателем детского сада!

01.09.1982 год - первый раз в первый класс и первый учитель! Школа заворожила меня! Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками».

Перемены, уроки, соревнования, походы, конкурсы и викторины. 8 лет пролетели, как один день. И на вопрос - Куда пойти учиться дальше? - у меня был только один ответ. Конечно же, в педагогическое училище.

Это мой ответ на первый вопрос, почему я стала учителем.

Попробую ответить на второй. Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня?

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок.

Главный человек для меня - мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Самое главное найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Не навязывая себя, а, раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Кем станут мои ученики в будущем, я не знаю, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, зажигать свет в сердцах, звать к добру. Задавать цель, видеть смысл в любом деле, вот к чему я стремлюсь.

Третий вопрос. Что для меня – работа учителя?

Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, душевная щедрость, любовь…

Я бы ответила так. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя». Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск сияющих глаз учеников. Они смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения и искренности, уверенность в завтрашнем дне, ведь я – учитель. Думаю, что я нужна им!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время»- сказал один мудрец. И я горда, что я сею эти семена, пусть даже другой пожнёт плоды моего труда.

И вот последний вопрос. А самое главное, счастлива ли я?

Я понимаю, что я – счастливый человек. Ведь счастье – это, когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.

Я счастлива! Моё маленькое счастье умещается на ладони. И в нём всё вперемежку – моя любимая работа, заботы о семье, радость и смех, болезни, и бессонные ночи, пожилые родители и просто дорогие сердцу люди.

Я учусь успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Дарить счастье другим. Зажигать, убеждать, вести за собой!

У меня сегодня день такой.

Я в ладу сейчас сама с собой.

Я довольна собой. Своею судьбой.

Наверно это мой рай. Ведь школа может быть раем.

Здесь обо всём забываю и всю себя отдаю.

Учитель – это судьба. Учитель – это призванье.

И видишь ты каждый день, что прожит он был не зря.


Текущая оценка: 4.80 | Всего оценок: 5

Наконец-то вечер. Огни Дома Музыки приветливо мерцают, отражаясь в Москва-реке. Каблучки засеменили вдоль набережной, спеша домой. Студенты из колледжа выходят группами, что-то шумно обсуждая между собой. В одной из таких групп и я, что-то продуманно рассказываю, видя как ребята меня внимательно слушают. Нет, я не студент, я преподаватель специальных дисциплин. Работаю в колледже седьмой год, ни дня не пожалев о выборе своей профессии. Конечно, я не мечтала стать преподавателем, даже, учась в педагогическом университете, свое решение - идти работать по специальности приняла только на четвертом курсе. И как психологи определили, что самореализация у человека начинается с 13 лет?..

Базовые знания методик обучения и применения различных ТСО в процессе организации учебного процесса, обожание выступать на публике, самоконтроль и ответственность - все, что было у меня как у молодого начинающего специалиста. Разумеется, я делала ошибки. После открытых уроков я получала замечания от коллег о том, что не получается привлечь к деятельности всех студентов, что надо «работать голосом», что студенты должны уметь работать самостоятельно.

В тот момент рухнуло все мое теоретическое представление о деятельности педагога. Я стала замечать детали, обращать внимание на «неприметное» в работе преподавателя: как он говорит, в какой части аудитории находится, как обращается к студентам, как начинает свой рассказ. В один момент я поняла, что педагог это не копилка знаний, это прежде всего Человек. Человек живой, понимающий и сочувствующий, внимательный и строгий, сопереживающий и справедливый. Это не робот, отгородившийся столом, холодный и возвышенный. Настоящим педагогом надо еще стать!

Современный преподаватель - советчик, координатор, пример для подражания, человек мудрый, уверенный в себе и желательно счастливый. Он проникает в проблемы студентов и вместе с ними ищет решение, он перестраивает учебный процесс в зависимости от состояния учебной группы, он рассматривает ученика как равного себе партнера. Не о таком ли Человеке рядом каждый из нас мечтал, будучи студентом?

Профессия преподавателя несет в себе двойную ответственность. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает студент. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет студент из стен колледжа.

Изменения, происходящие в нашей стране и обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение Образовательного стандарта третьего поколения предъявляют новые требования к современному учителю. Сегодня Педагог - это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов мотивацию и стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать определения, искать и находить необходимую информацию.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога и его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Как правило, профессионализм выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

Развитие научно-технического прогресса наряду с положительными моментами привела к возникновению массы проблем, связанных с нравственностью и образованием. По логике, казалось бы, очевиден прогресс интеллекта студентов. Расширение форм коммуникации создает дополнительные и весьма благоприятные условия для развития личности.Но парадокс: пропал интерес к духовной жизни, произошло перенасыщение человека информацией. Сегодняшний студент не успевает усваивать, осознавать и использовать полученную информацию. И совершенно верно возникает интерес к тому, КТО сможет помочь разобраться, объяснить пути использования.

Придя работать в ГОУ СПО в сентябре 2009 года молодым специалистом, я представляла себя исключительно «копилкой ценных знаний» для студентов, желая опробовать известные мне формы и методы обучения. Как оказалось, что на пути к профессионализму необходимо преодолеть ряд этапов. Я назову их: этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования. Первый - связан с трудностями методического, психологического и социального характера. Этап самоактуализации привнес небольшое состояние дискомфорта, тревожности, страх перед решением новых задач, желание оправдать возложенные задачи. Последний этап подсказал пути направления деятельности и собственного развития в будущем.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для студента.

Книжные знания и сухая информация - ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное - это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить студентов, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя - быть счастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого студента. Современный педагог - человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью студента. Профессия преподавателя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность преподавателя - важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога - выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Срывы, повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах студентов. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на студентов. Очень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Только человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Преподаватель сегодня это помощник, советчик и союзник для студента.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и студентом. Использование устрашения (двойками, вызовом родителей) как метода поддержания дисциплины мне кажется наименее эффективным. Пусть таким способом преподаватель добьется послушания и дисциплины, но потеряет самое главное - доверие и увлеченность студентов предметом.

Каждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие - во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Одни учатся на своих ошибках, другие - на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. От того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

пусть, не смотря на нашу политическую и экономическую ситуацию в стране, профессия - Педагог снова зазвучит гордо!

Если подсчитать общее количество лет, что я учусь в своей жизни, то вместе со школой получается, что вот больше 20 лет я чешу зубки о научный гранит. Студенткой я стала неожиданно для себя, когда, просто «решив попробовать» поступить, взяла и, совершенно не напрягаясь, поступила в колледж после 9 класса. Так что пока мои одноклассники протирали юбочки с штанишки в 10 классе, я уже экстерном изучила и 10 и 11, причем весьма успешно. Еще три года на освоение профессии и… здравствуй ВУЗ. Признаться, даже тогда я так и не могла определиться, не имела ни малейшего понятия о том, кем хочу стать в жизни. Слова о «престижности» и «модности» специальностей совершенно сбивали меня с толку и помогали только еще больше запутаться. Да и как можно понять «нравится-не нравится», пока не начнешь изучать. Так что выбор профессии всегда риск, а риск - дело благородное.

Поступала сразу в три ВУЗа: экономический, педагогический и литературный. Решила: как судьба распорядится, так и будет. Где-то взяток, где-то связей не хватило… поступила. В 2009 году стала дипломированным специалистом с высшим образованием, преподавателем в Московском колледже. Надо заметить, что и экономика, и психология, и мое стихописательство ни на минуту меня не оставляли на протяжении всех лет учения в колледже и ВУЗе. Наоборот, получая образования, я только еще сильнее убедилась, что эрудиция и широкий кругозор еще никому не вредили.

Иногда мне задают вопрос о том, чтобы я изменила, если бы опять оказалась за школьной партой. Проделала бы я снова такой путь: школа - колледж - ВУЗ? Конечно! В придачу я бы еще на танцы записалась и на курсы английского языка. ИМХО сегодня мне жаль время, которое когда-то я потратила впустую. Наша жизнь и так полна ненужных знакомств и бесцельно проведенных вечеров, как сказал кто-то из великих.

Если хочешь чего-то добиться, надо действовать здесь и сейчас, не дожидаясь «хорошей погоды» или чьего-то благосклонного расположения. Откладывая все на потом, будет трудно добиться своих целей. Пусть сложно, но все же надо окружать себя людьми «комфортными», приятными, т.е. такими, с которыми хочется общаться. И главное - воля и решимость, преданность своим убеждениям и ценностям.

Для современного студента я бы выделила два правила. Во-первых, окружить себя достойными людьми - из них получатся потом отличные спутники по жизни и, во-вторых, занять себя постоянным развитием и самообразованием. Оглядываясь назад, я с великой радостью констатирую тот факт, что практически все, чему я училась, мне сейчас пригождается по жизни:

Психология и умение общаться учит обращать внимание на невербальные сигналы собеседника,

Делопроизводство и умение грамотно составить текст, помогает написать документ, расположить и оформить реквизиты,

Стенография и слепой десятипальцевый метод набора - без них я себя вообще уже не представляю (!), я бы год печатала диплом и постоянно кричала преподавателям «подождите, я не успела записать вашу гениальную мысль»,

Педагогика - теории и методы обучения, возрастные особенности детей и подростков, умение «выступать» и привлекать внимание аудитории,

Математика развивает мозг, черчение и стандартизация дают нам элементарные инженерные знания, актуальные и сейчас,

Информатика и умение работать с приложениями - это сегодня как «уметь дышать» - обязательные и необходимые знания… можно продолжать бесконечно.

Соглашусь, что бывают люди, у которых весь этот кладезь знаний пылится девственным на дальней полке мозга, пока совсем не растворится за ненадобностью в старческом маразме. Но не даром же говорят, что высшее образование - это то, что остается у нас, когда мы забываем все, чему нас учили. Образование сегодня - это статус, это, если хотите, определенная страта в обществе. Образование - это сила! А Вам известно, что к сильным людям всегда тянутся другие?

Когда я была студенткой… я училась. Пусть на первом курсе университета я не просыпалась каждое утро с мечтой стать преподавателем. Но надо изучать, чтобы выяснить и осознать свой интерес, отношение к предмету! Сейчас буду рассуждать как старушка и напишу, что «молодежь» обленилась, она потеряла самое главное - мотивацию к учению. Их можно обвинять и все сваливать на них, студенты обленились, студенты ничего не хотят… Так проще, не правда ли? А можно начать урок с того, что рассказать о том, как можно применить знания, которые сегодня они получат. А можно поставить их в нестандартные ситуации и предложить найти выход. А можно попросить найти их что-то в интернете к уроку - с удовольствием согласятся(!).

Годы студенчества - самые лучшие воспоминания. Эти волнения, сердцебиение и шпаргалки… эх, знать бы тогда, сколько еще экзаменов мне предстояло сдать, сколько курсовых написать и сколько раз на сцене оказаться. Студенчество - это не только заполнение ячеек мозга информацией, это эмоциональное и личностное развитие, формирование собственных точек зрения, рефлексия себя и происходящего вокруг. Студенчество - это то, что должно непременно быть в жизни у каждого.

И завершить свое повествование хочется собственными строчками из стихотворения

«Четыре года пролетели точно сказка»:

Вы отчитали лекций нам часы…

Нет! Так сказать я не имею право!

Вы дали нам уроки доброты,

Учили жить, учили мыслить здраво.

Вы научили нас теплу и красоте,

Быть Человеком, добиваться цели,

Найти свою дорожку в пустоте,

Мы помним все, что Вы сказать сумели.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Подписновой Марины Александровны

учителя физики МБОУ СОШ №54 г. Тулы

Педагог – это не профессия, это состояние души. Вот основной тезис моей педагогической философии. Моя работа – это труд, великий и порой тяжелый, требующий самоотверженности и постоянного поиска, открытия. Открытия новых учеников, узнавание их потенциала, поиск свежих, оригинальных и действенных путей формирования интереса детей к изучению предмета, мотивации в решении учебных задач.

Мое педагогическое кредо – сделать изучение такого сложного предмета, как физика, интересным, доступным и эффективным. И каждый этап урока я строю так, чтобы в нем присутствовал элемент удивления, открытия, противоречия, проблемы. Это способствует активизации познавательной деятельности школьников. «Не подавай готовое блюдо, а научи, как его готовить» - основа моей педагогической деятельности.

На протяжении многих лет учащимся знания преподносились в готовом виде. Кто – то легко их усваивал, кому – то это давалось с трудом, некоторые ребята так и ничего и не выучили, как ни старались учителя. Хочется, чтобы в каждом ребенке зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Очень важно научить человека мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, делать выводы. Тогда ребята не перестанут учиться всю жизнь, независимо от того, какой род деятельности они выберут. Но как научить их учиться? Ведь не зря один из основоположников учения христианской церкви Василий Великий писал: « Насильственное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Выход один: нужно давать ученикам возможность самостоятельно искать ответы - искать, может быть, даже долго, но вперед. Это непросто, но необходимо. Современному обществу требуются выпускники не только знающие, но и умеющие оперативно добывать и обрабатывать нужную информацию. И главная задача современной школы - воспитать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. С этой точки зрения моя работа - это гражданский долг и ответственность. Философии нет без твердых убеждений. И я уверена, что от меня, педагога «сегодня», зависит будущее страны, «завтра» народа. Это не высокие слова – это истина. Моим ученикам предстоит сделать нашу родину сильнее, богаче, красивее. И речь идет не только о стране вообще, но и о человеке в частности. Дети – это будущие взрослые, от того, насколько успешно и интересна ученическая жизнь ребенка, зависит его взрослая жизнь, полноценная, с хорошей работой, крепкой семьей. Я должна помочь «состояться» человеку, и здесь важно абсолютно все. Я не просто преподаватель, я учитель, воспитатель. Мои ученики может, и не станут выдающимися инженерами, учеными, но они должны стать настоящими людьми, обладающими всеми качествами высокоморальной личности. Мне дорог каждый ученик, независимо от того, успешен он в изучении физики или нет. Учебные навыки, умения, знания, конечно, важны, но еще важнее человеческие качества: доброта, честность, гражданственность, преданность делу, да мало ли еще! Воспитать Человека – мой долг и мой успех. Сегодня понятие «успешности» работы основывается, прежде всего, на материальной составляющей. Чем выше доход, тем успешнее человек. Такая подмена понятий противоречит моей и жизненной, и педагогической философии. Когда мои ученики поступают в известнейшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др.) и с успехом оканчивают их – это и мой успех. Мой успех и в том, что они вырастут просто порядочными людьми.

Процесс обучения и воспитания сложен и труден. Когда семиклассники первый раз приходят на урок физики, один из вопросов, который они задают «Физика – это очень трудный предмет?». Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет! И все вы уже многое знаете из физики» - так я отвечаю ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы на траве, о весенней капели, о неистовой летней грозе. Глаза ребят загораются – разве это изучают на уроках физики? Да, и многое другое. Вы узнаете, почему в темноте все кошки серы и бывает ли горячим лёд, отчего при ветре холоднее и почему в мёртвом море нельзя утонуть, как движется каракатица и многое многое другое. И вот уже в классе нет равнодушных, все смотрят во все глаза и слушают, затаив дыхание. И главное – не оборвать эту нить, которое связало учителя и ученика. Ребенок должен тебе доверять, потому что ты – учитель, и значит, поймешь и поможешь. Ребенок должен тебя уважать, потому что ты – учитель, а значит, много знаешь, умеешь объяснить, научить.

Педагог просто «мертв», если он не любит детей. Банально, но это так. Это основа любой педагогической философии. Но любить – это не значит «гладить по голове». Любовь учителя деятельна, она основана на уважении личности ребенка, терпимости и толерантности. Настоящий учитель равнодушен к тому, какой национальности его ученик, какую должность занимают его родители… Принцип равенства – основа моей педагогической деятельности. Моя задача как учителя – бороться с тем, что мешает получить любому ребенку качественное образование, помочь раскрыть его потенциал, если ученик лишен возможности вместе со всеми посещать школу, уметь работать с теми учениками, которые не подходят под определение «обычный». Это не просто, но необходимо. И еще: воспитывая личность, будь личностью сам. Будь искренен и честен с детьми, открыт и откровенен, не бойся признавать свои ошибки, и будь готов учиться сам, в том числе у детей. Меняйся, не будь косным ни в преподавании, ни в общении, не стой на месте, а ищи, ищи новое в методике, новое в личности ученика.

Иногда меня спрашивают: «Зачем? Тебе это надо? Оставаться после уроков, часами решать сложные задачи, читать специальную литературу, смотреть учебные фильмы, искать в Интернет-ресурсах что-то новое, интересное, увлекательное по предмету…» Да, надо. Потому что это моя жизнь. Педагогика – моя жизнь. Это моя философия…

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Школа – это мастерская человечности».

Я.А.Коменский

Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая.

Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, закладывает базис развития страны, основы будущего России. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Так и в моей жизни важную роль сыграла заслуженный учитель РФ, замечательный человек, педагог, чей труд является для меня примером, Витальева Александра Андреевна. Именно она привила мне любовь к химии, разглядела во мне задатки Учителя, помогла окончательно определиться с выбором профессии. Уже тогда, после окончания школы, я знала, как учитель может повлиять на дальнейшую судьбу человека. И вот уже тридцать с лишним лет я отдала школе, я живу школой, я живу детьми.

В стенах школы проходит большая часть жизни любого учителя, сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть и строй, но неизменно остается главным человеком в школе – учитель. Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать Человеком и в этом видит смысл своей жизни. Я твердо уверена, что никакие самые чудесные машины не смогут заменить живое человеческое общение, не смогут дать ребенку любовь, преданность, понимание, не помогут решить возникшие проблемы. Школа – это второй дом и оттого, какие в этом доме родители, во многом будет зависеть будущее его обитателей. Особенно это касается сельской школы. Пока существует в селе школа – жива деревня. Нет школы – деревня вымирает. Согласитесь, как часто мы наблюдаем подобную картину сегодня.

С годами я все больше и больше понимаю, какая колоссальная ответственность ложится на плечи учителей. Именно учителям общество доверило самое главное, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. А как сделать это будущее счастливым, достойным человеческого существования?

Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они сами найдут этим знаниям применение. И я все делала для этого: следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки, радовалась, что детям нравится именно мой предмет. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого недостаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель – это не только преподаватель, учитель – чаще всего воспитатель.

Сегодня и для образования и для учителя настали сложные времена. У китайского народа есть поговорка «А чтоб тебе жить во времена перемен» как предзнаменование чего – то неизвестного, неопределенного. Но все течет, все меняется, жизнь не стоит на месте, эволюция – процесс необратимый. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определенным багажом знаний, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача перед современной школой на сегодняшний день другая – научить людей жить в этом постоянно меняющемся мире. А задача задач учителя – научить ребенка найти самого себя в этой жизни, свою нишу. Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекают задачи: одна из них – в любом ребенке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы.

В священной истории есть «Притча о талантах». Один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им управлять своим имением. Он дал каждому из них таланты (монеты). Одному – пять, другому – два, третьему – один. Каждый получил столько талантов, сколько ему было полезно. Человек, получивший пять талантов, употребил их на доброе дело и приобрел пять новых талантов. Также поступил другой человек, который получил два таланта. А третий не захотел трудиться и закопал полученный талант в землю. За это ленивый раб был наказан и лишен даже того единственного таланта, который был отдан потрудившимся. Применительно к моей педагогической философии и моему призванию свою задачу вижу в том, чтобы ученик уже в школе знал, какие у него «таланты» и как он за стенами школы будет их приумножать. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель должен работать во благо развития ребенка. Сейчас в школе созданы благоприятные условия для развития детей: инновации, методики, масса возможностей для саморазвития и самореализации. И я все чаще и чаще задаю себе вопрос «В нужном ли направлении мы идем? А сможем ли мы, учителя, в погоне за «умными» головами воспитать Человека чуткого, отзывчивого, доброго, порядочного? Где та золотая середина, чтобы выпускник смог себя реализовать по программе победителя, но в то же время у него были сформированы те качества, которые помогут ему быть счастливым в обществе, в семье? Как определить, готов или нет выпускник к взрослой жизни, сможет ли он стать успешным? Все мы понимаем, что нет такого универсального рецепта, по которому можно воспитывать успешных детей. Дети – это не животные. Это селекционер знает, как вывести новую породу с заранее заданными для человека качествами. Каждый ребенок – это личность, это индивидуальность и эту индивидуальность важно сохранить, помочь ребенку не потерять самого себя в будущем. Вот учитель и находится в вечном поиске.

Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя. Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своем здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать! Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу, учиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, организуя и вовлекая детей в совместную деятельность, используя новые средства обучения, стремясь научить своих учеников самостоятельности, ответственности, прививая « привычку к труду благородную». Эта привычка – основа будущего счастья, духовного обогащения.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, каждый день идти дальше, узнавать что – то новое, бороздить просторы постоянно обновляющейся информации, иначе он становится неинтересным для своих учеников. А это очень страшно « не соответствовать»! Я твердо уверена, что не каждый человек может быть учителем. Учитель – один из тех, кто не делает блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из школы в том же звании, часто «пуст его карман», он не видит сразу результатов своего труда. Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью, каково это каждый день идти к детям, оставив за порогом школы свои собственные проблемы? На такое способен не каждый человек, а только тот, кто искренне любит детей, любит свою профессию, видит смысл своей жизни в служении детям!

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо я приложила к этому руку. Это счастье быть все время в гуще событий и вдохновлять обычных детей на успех. Это счастье уметь быть нужной детям, порой, несмотря на усталость, плохое самочувствие и желание все бросить. И когда ты слышишь «Как мы без Вас? Вы нам очень нужны!», решаешь – еще рано, еще не пора!

Общество и государство предъявляют сегодня очень высокие требования к учителю. Часто общество не сознает трудностей, стоящих перед школой. Необходимо изменить это отношение. Следует поднять социальный статус учителя, показать обществу, что далеко не каждый способен занять место учителя. Не секрет, что сегодня школе не хватает молодых специалистов, что средний возраст школьного учителя очень солидный. Меня очень волнует вопрос, а что же будет со школой, кто будет учить учиться наших детей, какое нас ждет будущее? Как хочется творить и сознавать, что учителя ценят, уважают, понимают значение его труда, многое делают для того, чтобы улучшить условия окружающей рабочей среды. Можем тем, кто придет нам на смену повезет больше?

Г.А.Смирнова, учитель химии и биологии МОУ «Колталовская СОШ» Калининский район, Тверская область

Холодный зимний вечер. В чашке остывает недопитый чай, источая по комнате чудный аромат лета. Я наконец-то могу немного пофилософствовать. Люблю иногда подумать над высказыванием кого-нибудь великого. Сегодня мне попался Луций Анней Сенека (младший), он пишет: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом».

Я внимательно вчитываюсь в строчки и понимаю, что не согласна с автором! Стать педагогом – это не наказание! Это счастье, которое не каждый человек способен принять и разглядеть в рутине жизни! Многие учителя работают с надрывом, ненавидят свою работу, не понимают, как судьба их одарила.

Я из тех педагогов, которые без любви ничего не делают. Я люблю свою профессию, люблю учеников, с которыми занимаюсь, люблю раскрывать таланты ребят, люблю узнавать новое и интересное, жить люблю!

Ученик для меня – это факел, который нужно зажечь. Не заставить! А заинтересовать! Родители приводят ко мне ребенка (на первое занятие). Заниматься с репетитором ученик не желает, но у него «тройка» по русскому языку, значит, надо! Ученик напряжён, он уныло зевает… Начался урок – ребёнок увлёкся, сон отступил, знания сами собой закрепились в памяти. Урок прошёл быстро! Оказывается, всё не так плохо! А русский язык – интересная штука!

Не люблю скучные и однообразные занятия. Стараюсь делать каждый урок интересным и познавательным. Многое зависит от возраста ребенка. Для меня каждый ученик – особенный. Я не делю ребят на умных и глупых. Не стараюсь быть злым тираном для них. Я – учитель! А значит, детям со мной спокойно, комфортно, а главное, интересно. Мы учимся вместе! Каждый ученик – это книга, которую я читаю, изучаю, стараюсь понять. Некоторые дети в трудных ситуациях обращаются ко мне. Я всегда помогаю. Ведь учитель — это ещё и психолог.

Нельзя быть равнодушным (моё основное правило)!Если ребенок пришёл ко мне, значит, он меня выбрал. Я за него в ответе. От меня он должен получить опыт, который пригодится ему. Не только на экзамене, но в жизни. Ведь ученики всегда похожи на учителя. Если учитель любит свой предмет, увлекается им, интересно подаёт материал, значит, ученики тоже полюбят и заинтересуются.

Ещё не люблю останавливаться на полпути. Если начали подготовку к экзаменам — не жалеем себя. Идём к цели. Результатом будет высокий балл. Не верю в то, что ребенок работал изо всех сил и сдал на «2» или «3». Кто готовится — тот всегда приходит к высоким результатам. У моих детей так!

Чай допит. На город спустилась ночь, окутав тёмным покрывалом все вокруг. Мои философствования подошли к завершению. В заключение хочется сказать, что труд учителя – это тяжелый, но благодарный труд. Это не кара за грехи. Это возможность узнать людей лучше, понять своё предназначение, отдать свой опыт другим и осознать, что живешь не зря!