Зоны являются наличие на территории. Ограничения, связанные с вхождением границ земельного участка в зоны особыми условиями использования территории. Пересечение: случаи возникновения

Территориальные зоны РФ – это площади, которые объединяются возможностью застройки определенными объектами. В их пределах действуют режимы разрешенного использования, установленные законодательными и иными нормативными актами. Территориальные зоны населенных пунктов, в которых проживает большое количество людей, называют многофункциональными. В них размещаются объекты складского, производственного назначения, общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры.

Классификация

Она проводится в зависимости от назначения. Так, выделяют территориальные зоны:

  1. Жилой застройки.
  2. Производства.
  3. Общественно-делового назначения.
  4. Транспортной и инженерной инфраструктуры.
  5. Рекреации.
  6. Сельскохозяйственного использования.
  7. Специального назначения.
  8. Для размещения военных объектов.

У каждой категории на генпланах и схемах свое обозначение. Дополнительно к приведенному списку могут устанавливаться и другие виды территориальных зон в зависимости от местных условий. Обозначение однотипных площадей внутри каждой из них могут различаться. В состав территориальных зон могут входить улицы, дороги, набережные, проезды, бульвары, скверы, водоемы и прочие объекты. В их пределах могут также существовать площади, на которых действуют специальные градостроительные регламенты и ограничения использования.

Жилая застройка

Такие территориальные зоны используются для размещения сооружений различной этажности. Здесь могут находиться многоквартирные или индивидуальные дома. Территориальные зоны земель под жилую застройку могут включать в себя отдельно стоящие объекты культурно-бытового и социального обслуживания граждан, культовые здания, стоянки для автомобильного транспорта, коммунальные, складские, промышленные сооружения, функционирование которых не оказывает негативного влияния на окружающую среду.

Обозначения

Территориальная зона земельного участка, предназначенного для жилого строительства, может идентифицироваться на генпланах и схемах следующим образом:

  1. Коллективные садоводства – Ж1.
  2. Малоэтажная застройка коттеджного типа, блокированные или отдельно стоящие индивидуальные дома – Ж2.
  3. Смешанная застройка малой этажности – Ж3.
  4. Среднеэтажные дома – Ж4.
  5. Строения в 9 и более этажей – Ж5.

ОДЗ

Общественно-деловые территориальные зоны используются для размещения объектов:


В пределах ОДЗ могут располагаться жилые дома, гостиницы, многоэтажные или подземные гаражи. В генпланах территориальная зона земельного участка для размещения общественно-деловых объектов имеет следующие обозначения:

  1. Д – все указанные выше типы застройки с включением жилых сооружений, инженерной инфраструктуры, связанной с их обслуживанием.
  2. Д1 – многофункциональные комплексы.
  3. Д2 – объекты здравоохранения, среднего и высшего профобразования, культуры, административные и научно-исследовательские центры, культовые здания.
  4. Д3 – многофункциональная общественно-деловая застройка на вновь формируемых территориях.
  5. ДИ – все указанные в перечне типы объектов, включая сооружения для водного транспорта, жилые дома и инфраструктуру, обслуживающую их.
  6. ЖД – общественно-деловая застройка с размещением жилмассивов.

Расположение производств

Промышленные территориальные зоны используются для размещения складских и коммунальных, транспортных и инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование предприятий. Собственники производств осуществляют благоустройство за свой счет. На промышленных территориях устанавливаются санитарно-защитные зоны. В них не допускается размещение дошкольных и общеобразовательных учреждений, жилых домов, объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных, спортивных комплексов, огороднических, дачных, садоводческих кооперативов и предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. На генпланах промышленные территориальные зоны обозначаются:


Дополнительные категории

Производственные зоны включают в себя подзоны:

  1. П1. Здесь располагаются промышленные предприятия I класса вредности. На этих территориях допускается развитие сопутствующих и вспомогательных производств, организаций меньшего уровня опасности.
  2. П2. В пределах этой подзоны размещаются предприятия II класса вредности.
  3. П3. Здесь располагаются организации, относящиеся к III классу опасности.
  4. П4. В границах этой подзоны размещаются предприятия IV кл. вредности.
  5. П5. На этой территории находятся организации V класса опасности, включая те, которые не имеют санитарно-защитных зон.
  6. П6. На этой территории располагают сооружения коммунально-складского назначения. К ним относят товарные станции, торговые/овощные базы и прочие объекты.

В пределах зон П3-П6 допускается размещение организаций, работа которых касается создаваемой или выполняемой производственной деятельности. Деловые учреждения обычно формируют сектор СЗЗ между источниками промышленных выбросов и началом жилмассива. Площади санитарно-защитных зон для предприятий I-II классов могут изменяться в соответствии с решением Главного санитарного врача России либо его заместителя, для производств III-V кл. – по постановлению главврача субъекта либо уполномоченного им лица.

Транспортная и инженерная инфраструктура

Эти территориальные зоны используются для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций автомобильного, железнодорожного, морского, речного, трубопроводного, воздушного транспорта и связи, а также обслуживающего оборудования. Обязательным условием при расположении объектов является соблюдение определенных расстояний между ними и жилмассивами, рекреационными и общественно-деловыми комплексами, а также иных требований, направленных на предупреждение негативного влияния на окружающую среду. В случае если объекты выступают в качестве источников опасности или вредного воздействия на здоровье граждан, они переносятся за границы территориальных зон жилой застройки. Благоустройство площадей, предназначенных для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, осуществляется их собственниками. В обязанности субъектов также входит создание санитарно-защитных зон.

Рекреационные объекты

Они располагаются на соответствующих территориях. В их пределах находятся сады, парки, городской лес, пляжи и прочие объекты, используемые для отдыха граждан. В рекреационные зоны также могут включаться ценные и особо охраняемые природные комплексы. В их пределах запрещено строительство и расширение функционирующих складских, коммунальных и производственных объектов. Исключениями являются сооружения, используемые для обеспечения работы оздоровительных и рекреационных комплексов. На генпланах такие зоны могут обозначаться:


Площади сельскохозяйственного назначения

В пределах черты города и сельской местности выделяют пашни, виноградники, сады, пастбища, огороды, а также территории, занятые с/х строениями, сооружениями, зданиями. На этих площадях может осуществляться сельскохозяйственная деятельность до изменения категории их использования в соответствии с правилами застройки и генпланом. Зоны могут иметь следующие обозначения:

  1. С – сельскохозяйственные угодья, теплицы, питомники, производственные объекты с\х назначения. Здесь же могут располагаться инженерная, социальная инфраструктура.
  2. С1 – теплицы, питомники сельскохозяйственные угодья.
  3. С2 – производственные объекты с/х назначения, включая инженерные коммуникации, социальную инфраструктуру.
  4. С3 – дачное хозяйство и садоводство.

Акватории

Международными правовыми актами определяется такое понятие, как зона территориальных вод. Ключевые положения, регламентирующие акваторию, установлены в Конвенции ООН 1958 г. В соответствии с документом, выделяется расстояние в 12 миль (22.2 км), отсчитываемое от линии максимального отлива – территориальное море – прилежащая зона к континентальной части государства. В России ее ширина установлена в 12 миль. Около 30 стран придерживаются ранее действовавшего лимита в 3 мили. Вся площадь территориального моря, его недра и дно, воздушное пространство над ним принадлежат прибрежному государству. Вместе с этим, согласно Конвенции, признается право на мирный проход иностранных судов в этой акватории. Данное положение является компромиссным решением вопроса о суверенитете государства и интересах международного плавания. Проход будет считаться мирным, если не будет нарушаться безопасность и добрый порядок прибрежной страны. Движение судов зарубежных государств должно осуществляться непрерывно и быстро. При проходе корабли обязаны соблюдать правила прибрежной страны, установленные в соответствии с международными нормативными актами.

ЗТР

В РФ предусмотрены зоны территориального развития, формирование которых регламентируется федеральным законодательством. Определение ЗТР установлено в п. 1 ст. 2 ФЗ №392. В качестве нее выступает часть территории региона страны, на которой резидентам предоставляются государственные меры поддержки. ЗТР формируются для ускорения развития соответствующего региона в социальном и хозяйственном плане. Создание благоприятных условий направлено на привлечение инвестиций. Территориальные экономические зоны формируются в пределах одного МО. Допускается создание ЗТР на нескольких муниципальных образованиях, если они выступают как городские округа или административные районы. При этом МО могут граничить друг с другом, но должны располагаться в одном регионе. Линии ЗТР определяются по пределам муниципальных образований, на которых они располагаются.

Функциональное зонирование

Оно проводится для обеспечения рационального формирования пространственной и планировочной структуры местности. Установление функциональных зон во многом способствует предотвращению негативного воздействия существующих на территории производственных факторов на здоровье населения. Выделяют следующие категории местности:

  1. Селитебную. Она предназначена для размещения жилых районов, зеленых насаждений, общественных центров.
  2. Промышленную. В ее пределах располагаются производственные предприятия.
  3. Коммунально-складскую. Она предназначена для депо, гаражей, мест хранения грузов и прочих объектов аналогичного назначения.
  4. Рекреационную. Здесь располагаются парки, пляжи и прочие места для кратковременного отдыха граждан.

Также в пределах населенного пункта предусматривается зона внешнего транспорта для грузовых и пассажирских станций, пристаней и так далее. Кроме этого, в черте города предусматриваются площади, находящиеся за пределами застройки. Здесь располагаются питомники деревьев, подсобные хозяйства, кладбища, а также резервные участки, которые временно используются для различных целей. Все площади, которые принадлежат городу, ограничиваются чертой поселения.

Пригород

В крупных населенных пунктах на территориях, прилегающих к ним, формируется особая зона. Пригород необходим для обеспечения дальнейшего развития города. Здесь размещаются преимущественно объекты хозяйственного обслуживания. Пригород может оказывать влияние на микроклимат населенного пункта. На его территории могут размещаться плодоовощные базы, фермы и прочие объекты сельскохозяйственного назначения, обеспечивающие граждан продуктами питания. Пригород является также местом отдыха. Здесь часто располагаются детские лагеря, дачи, санатории, пансионаты. Кроме этого, в пригороде размещаются коммунальные сооружения, перерабатывающие предприятия. Во всех пригородных зонах проходит лесопарковый пояс. В соответствии с профилем города в структуре могут выделяться и другие площади. Например, в населенных пунктах научной направленности предусматривается зона исследовательских институтов, вузов, конструкторских бюро. В крупных ПГТ выделяются селитебная и производственная площади. В последней, по сути, объединяются коммунально-складская и промышленная зоны. Особое значение имеет грамотное планирование местности. Все зоны должны располагаться с учетом территориального развития, необходимости и возможности создания СЗЗ и разрывов между жилмассивами и промышленными объектами.

Эту группу вопросов необходимо рассматривать в неразрывной связи с требованиями к точности определения местоположения координат характерных точек.

На первом этапе необходимо обратиться к правилам установления границ территориальных зон. Градостроительный кодекс определяет следующие варианты установления границ:

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

Из ранее проведенного анализа мы установили, что за общее правило из всех перечисленных способов в Чувашской Республике фактически был использован второй. Из смысла определения красных линий и территории общего пользования

красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)

следует, что вся уличная сеть подпадает под эти определения.

Несмотря на то, что красные линии на территории Чувашской Республики как таковые мало где установлены, анализ карт градостроительного зонирования свидетельствует, что вся уличная сеть на них была выведена из под действия какой-либо зоны т.е. является «белым пятном» на карте зонирования.



Данный вариант не видится нам оптимальным.

· Красные линии, как правило, не установлены в координатах;

· Небольшое число земельных участков под землями общего пользования поставлены на государственный кадастровый учет (исключения города);

· Большое количество ранее учтенных участков в ГКН не имеют координатного описания границ.

При таком варианте подготовки описания границ территориальной зоны неизбежно возникнет проблема точности установления границы зоны, а именно, точность должна быть не хуже точности, предъявляемой к границам земельных участков, которые граничат с землями общего пользования. В условиях отсутствия на территорию Чувашии крупномасштабных картографических материалов технически исполнить данное требование возможно только на базе геодезического метода или метода спутниковых измерений. Это означает - что потребуется уточнение границ всех смежных с границами территориальной зоны земельных участков (в том числе и через устранение кадастровых ошибок).

Установление границ зон по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, обладает целым рядом преимуществ:

· Оси улиц и проездов теоретически не могут пересечься с земельными участками, предоставленными физическим и юридическим лицам. Следовательно, при описании границ территориальных зон в подавляющем большинстве случаев отпадает необходимость в определении местоположения границ земельных участков;

· Трудоемкость работы по оцифровке границы резко снижается. Вместо скрупулезной работы на местности с каждой стороны улицы граница зоны проводится по ее оси в камеральных условиях.

· Точность определения границы в таком случае не будет иметь принципиального значения. В этом случае, даже если кадастровый инженер и допустит значительную ошибку, это не приведет к пересечениям с земельными участками.

· Трудоемкость также снижается вследствие уничтожения множества внутренних границ между контурами зоны с одним и тем же регламентом. На практике это означает, что в небольшом населенном пункте вместо десятка контуров жилой зоны образуется один контур.

При работе с территориальными зонами у кадастровых инженеров и органов местного самоуправления часто есть вопросы по точности и непересечению объектов землеустройства с земельными участками:

1). Точность установления границы должна быть не хуже точности границ земельных участков

2). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне .

3). Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках»

4). Если, уличную сеть и линейные объекты (автодороги, железные дороги) не выделять в самостоятельные зоны транспортной инфраструктуры или не выносить их за пределы других зон - сложно обеспечить режим их неприкосновенности».

Что касается точности выполнения работы, то эта норма имеет отношение только к случаю, когда характерная точка объекта землеустройства совпадает с характерной точкой земельного участка .

Предусмотренная точность в приказе направлена на обеспечение условий, при которых границы объекта землеустройства не имели бы пересечений с земельными участками

В случае, когда граница зоны устанавливается по середине улицы, то данное условие обеспечивается наилучшим из всех возможных способов образом.

В отношении отсутствия пересечения зоны с земельными участками можно сказать что, для правильного понимания данного вопроса необходимо рассматривать данную норму комплексно (т.е. в совокупности всего действующего законодательства), учитывая что:

-во-первых:

Градостроительный кодекс утверждает, что на земли общего пользования градостроительный регламент не распространяется .

-во вторых:

Земельный кодекс проводит некоторое разграничение самих земельных участков.

«Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.» .

«Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов , гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.»

-в-третьих:

В п.6 статьи 26 Закона о кадастре в части возникновения пересечений участков с границей территориальной зоны есть исключения: осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ образуемого земельного участка (не ранее учтенного! ) пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

Из этого следует вывод, что к термину «земельный участок» в контексте формирования границы территориальной зоны, необходимо подходить дифференцировано. Земельный участок, сформированный под землями общего пользования, не может пониматься одинаково с классическим земельным участком, предоставленным физическому или юридическому лицу для определенной цели. Уличная сеть не предполагает какой-либо хозяйственной деятельности, формирования участков для последующего предоставления, не имеет регламента, не облагается земельным налогом и потому оценивается символически в величину 1 рубль.

Таким образом, земельный и градостроительный кодексы взаимодополняют друг друга и никак не препятствуют рекомендуемому способу формирования границы территориальной зоны.

Многое из сказанного выше справедливо можно отнести и к линейным объектам.

Действие градостроительных регламентов не распространяется на линейные объекты .

*Линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов, по данным ГКН расположены на землях промышленности. Градостроительный кодекс не исключает установления градостроительных регламентов на землях промышленности . Но к землям промышленности относятся не только линейные, но и многие площадные объекты, например: электростанции, гидроэлектростанции, земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос. Очевидно, что если объект не линейный, то в этом случае на его территорию может и должен быть разработан градостроительный регламент. Но если объект является линейным, то отсутствует какой-либо смысл и основания выделения специально под ним отдельной территориальной зоны. Ввиду отсутствия градостроительного регламента на них, контроль за пересечениями территориальных зон с границами таких участков также не имеет смысла.

Обеспечение режима неприкосновенности (незаконной застройки)

Для решения этой задачи есть несколько вариантов решений:

1. Выделение уличной сети и линейных объектов в самостоятельные территориальные зоны;

2. Подготовка межевых планов и постановка на государственный кадастровый учет данных объектов.

3. Установление охранных зон на линейные объекты (полоса отвода, придорожные полосы)

В случае выбора первого варианта целесообразно следовать следующим правилам:

Если в ПЗЗ предусмотрено или планируется размещение линейных объектов: железные дороги, автодороги I и II категории, магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, их необходимо выделить в отдельную зону «Т» или «П» в пределах полосы отвода дороги или красных линиях. К данным территориальным зонам могут примыкать земельные участки с таким же видом разрешенного использования для размещения придорожных автокомплексов, остановок, автостоянок, постов ГИБДД и т.д.

Магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, как правило, находятся в границах городского округа и имеют свои границы как элемент планировочной структуры (в пределах красных линий) с определенным видом разрешенного использования – «Транспорт».

В границах жилого района, микрорайона, квартала, группы жилых домов необходимость выделения улично-дорожной сети в отдельную территориальную зону исключается.

ОМСУ вправе самостоятельно выбрать любой вариант решения.

_________________________

Однако, не всегда границы зон можно провести по осям улиц.

Нередко между различными зонами на местности отсутствуют земли общего пользования. В этом случае необходимы натурные работы

Зоны с особыми условиями использования территории обозначаются специальными знаками информационного типа. За их повреждение, несанкционированный перенос, уничтожение предусматривается административная ответственность. Все виды зон с особыми условиями использования территории должны быть зарегистрированы и воспроизведены на всех картах.

Классификация

Зоны с особыми условиями использования территорий включают охранные участки:

  1. Объектов электросетевого комплекса.
  2. Магистральных трубопроводов.
  3. Объектов газоснабжения.
  4. Геодезических пунктов.
  5. Сетей и сооружений связи.
  6. Морских портов.
  7. Железных дорог.
  8. Стационарных пунктов, предназначенных для наблюдения за состоянием природы, уровнем ее загрязнения.
  1. Водо- и рыбоохранные местности, заповедники.
  2. Округа и охраны лечебных природных ресурсов, курортов, оздоровительных местностей, водных объектов, предназначенных для хозяйственно-бытового, питьевого снабжения.
  3. Защитные участки сооружений, предприятий и иных объектов.
  4. Охранные территории культурно-исторических комплексов.

Дополнительно

В соответствии с законами и нормативными актами в перечень зон с особыми условиями использования территории входят также:

  1. Лесопарковые участки.
  2. Прибрежные полосы водных (внутренних) путей РФ.
  3. Приаэродромные участки.

Специфика выделения

Зонами с особыми условиями использования территорий являются местности, пределы которых определены правилами и внутри которых действуют специальные регламенты. Выделение таких участков осуществляется с учетом различных факторов. В частности, установление зон с особыми условиями использования территорий производится в соответствии с:

  1. Возможностью сочетания в пределах одной местности разных видов планируемого и существующего режимов эксплуатации участков.
  2. Размещением функциональных зон и показателей их предполагаемого развития. Последние определяются в соответствии с действующим генпланом.

Цели

Рассматриваемые участки выделяются в соответствии с нормами федеральных законов. Землеустройство зон с особыми условиями использования территорий осуществляется для:

  1. Безопасности граждан.
  2. Создания условий для эксплуатации промышленных, энергетических, радиационных и ядерных опасных, транспортных объектов, пунктов хранения вредных веществ и материалов.
  3. Охраны природных, историко-культурных памятников, археологических комплексов.
  4. Устойчивого функционирования природных экосистем.
  5. Защиты ландшафтов от загрязнения.

Признаки зоны с особыми условиями использования территории

Как правило, наделы, входящие в их состав, не изымаются у правообладателей. Однако в их пределах могут вводиться специальные режимы, запрещающие либо ограничивающие те или иные типы деятельности, несовместимые с целями выделения таких местностей. Границы зон с особыми условиями использования территорий определяются по действующему законодательству. Они подлежат описанию и внесению в госкадастр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территории создаются на местности, прилегающей к объектам, в отношении которых они образованы. При этом последние не входят в состав таких участков. Создание зоны с особыми условиями использования территории предполагает определенные правовые требования и ограничения по эксплуатации объектов недвижимого/движимого имущества.

В отношении таких участков могут предусматриваться правила посещения, пребывания и проч. В этих требованиях и ограничениях выражается защитный или охранный режим. Площадь рассматриваемых участков обычно не совпадает с размерами объектов, для охраны которых или защиты от которых они создаются. Границы зон с особыми условиями использования территорий существенно шире. В случае их совпадения об этом должно прямо указываться в нормативном акте, на основании которого формируется участок. Объект охраны либо источник воздействия должен иметь свою отдельную границу. Их площадь не входит в состав рассматриваемых участков, кроме случая их совпадения.

Определение

Принимая во внимание приведенные выше критерии, можно установить, что зоной с особыми условиями пользования территорией выступает местность, определяемая в соответствии с законодательством, имеющая свои пределы, описанные согласно предусмотренному в нормах порядку. Она предназначается для охраны объекта или защиты от негативного воздействия на человека и природу, накладывает юридические требования к эксплуатации и ограничения, определяет правила посещения, нахождения, режим пребывания и проч. При этом зона, как правило, не совпадает с границами охраняемого объекта или опасного источника.

Нюансы

Для отнесения местности в состав зоны с особыми условиями использования территории Росреестр оценивает наличие всех признаков, указанных выше. Исключение составляет обязательность описания и внесения в госкадастр. Это делается после отнесения местности в рассматриваемую категорию.

Исключения

Зоны с особыми условиями использования территории следует отличать от прочих участков с ограничениями. Создание первых, как отмечалось выше, осуществляется для охраны какого-либо объекта или обеспечения защиты от источника опасности. Образование иных участков с ограничениями может не преследовать таких целей. К примеру, в состав зон с особым режимом не включаются особо охраняемые местности, защитные леса и иные аналогичные площади, где предмет/объект охраны составляет с ними единое целое. На особо охраняемых участках охране подлежат различные природные комплексы. Это может быть непосредственно земля, недра, водные объекты, животный или растительный мир. При осуществляется не каждого из них отдельно, а в совокупности. Она и составляет особо охраняемую местность, которая, в свою очередь, выступает единым объектом по отношению к зоне с особым режимом эксплуатации.

Аналогичным образом рассматриваются и защитные леса. По сути, они представляют собой комплекс кустарников и деревьев. Объект охраны при этом - не конкретное насаждение, а вся площадь, занятая лесом. Не выступают как зоны с особым режимом эксплуатации территории памятники культуры и истории. Они являются объектом охраны. А зоны с особым режимом устанавливаются на местности, сопряженной с ними.

Госкадастр

Законодательством предусматривается обязательный учет зон с особыми условиями использования территории. В госкадастр вносятся следующие данные:

  1. Индивидуальное обозначение. Это может быть номер, тип, вид, индекс и проч.
  2. Описание расположения границ.
  3. Названия органов государственной или муниципальной власти, по решению которых была создана местность.
  4. Реквизиты соответствующих постановлений, а также актов об изменении границ, источники официального их издания.
  5. Содержание ограничений по эксплуатации недвижимых объектов, расположенных в пределах местности.

Материалы градостроительной деятельности

Сведения о зонах с особым режимом отображаются:

  1. На картах, входящих в состав схем планирования и генпланов.
  2. В материалах по обоснованию проектов и на чертежах межевания.
  3. На картах зонирования, входящих в состав правил застройки и землепользования.

Порядок внесения сведений в кадастр

В ФЗ №221, кроме положений, регламентирующих процедуру учета недвижимых объектов, есть нормы, предусматривающие правила отражения сведений о зонах с особым режимом использования. По ст. 1, ч. 1 указанного нормативного акта государственный кадастр представляет собой систематизированный свод данных о зарегистрированном недвижимом имуществе. В него также вносится информация о границах России, регионов, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и местностей с особым режимом эксплуатации. Согласно ст. 46 (ч. 1) ФЗ №221, государственные, территориальные уполномоченные структуры власти обязаны предоставить информацию о зарегистрированных участках до даты вступления нормативного акта в действие. Состав сведений и правила направления материалов в орган по кадастровому учету определяются исполнительным госорганом, утвержденным правительством. В законе также предусматривается срок, в который указанная информация и документы должны быть представлены. Он составляет не более 10 дней с даты принятия решения об установлении, изменении, отмены создания зоны с особым режимом.

Функциональные участки

Для таких зон документацией по территориальному планированию определяются границы и назначение. В не предусматривается обязанность создавать функциональные участки в соответствии с фактической эксплуатацией. Это обуславливается тем, что планирование ориентировано не на закрепление существующего положения, а на развитие местности в будущем. В качестве ключевой цели зонирования выступает выделение в пределах городского поселения относительно однородных по техногенной нагрузке и природным особенностям участков. Все инфраструктурные объекты подразделяются на три крупные группы:

  1. Промышленные зоны. К ним относят местности, в пределах которых располагаются предприятия.
  2. Селитебные зоны. В пределах этих участков распространена жилая застройка.
  3. Рекреационные зоны. На этих участках находятся зеленые массивы. Они могут предназначаться для рекреации после проведения комплекса мероприятий по благоустройству. В составе этих участков присутствуют городские сады, лесопарки, леса, скверы и проч.

Другие категории

Законодательство предусматривает также выделение территориальных зон. Но оно осуществляется в соответствии со сложившейся планировкой на местности. В составе территориальных зон присутствуют:

  1. Жилые массивы. В их пределах допускается различная максимальная этажность сооружений.
  2. Общественно-деловые зоны разного типа. Это могут быть участки коммерческих, деловых, коммунально-бытовых объектов, учреждений культуры, здравоохранения и проч.
  3. Производственные территории, зоны транспортной и инженерной инфраструктур.
  4. Сельскохозяйственные угодья, в том числе садоводства, дачи и проч.
  5. Рекреационные территории. В их составе находятся сады и парки, леса, водоемы, спортивные объекты.
  6. Территории особо охраняемых зон. Эти участки имеют важное историко-культурное, научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и прочее значение.
  7. Зоны специального использования. В их составе присутствуют кладбища, объекты для размещения промышленных и бытовых отходов, прочие объекты, расположение которых может обеспечиваться исключительно путем выделения отдельных участков.
  8. Прочие территориальные зоны. Они выделяются в соответствии с функциональными участками и спецификой эксплуатации наделов, а также объектов капстроительства.

К зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, также относят и другие территории. В их состав входят, в частности, пригород и участки, предназначенные для размещения объектов капстроительства.

Заключение

Выше были рассмотрены основные признаки зон с особым режимом использования. При описании критериев следует обратить внимание на различие между двумя правовыми категориями. Речь, в частности, ведется об объектах охраны и непосредственно самой зоне с особым режимом. К первым относят источники негативного влияния на человека и природу. Зона с особым режимом использования располагается вдоль такого объекта либо вокруг него. При этом опасный источник и участок, сопряженный с ним, существуют не как одно целое, а отдельно друг от друга.

Нормативными актами устанавливается обязанность уполномоченных муниципальных и госорганов предоставлять сведения обо всех зонах с особым режимом использования. Это правило распространяется и на местности, выделенные в рассматриваемую категорию до вступления в силу ФЗ №221. Процедура постановки на учет таких зон предполагает внесение соответствующих сведений о них в госкадастр. Кроме этого, информация отражается в планировочной, схемах и чертежах, в картах. В составе зон с особым режимом могут находиться участки, принадлежащие гражданам на правах собственности. В этом случае в указываются соответствующие ограничения.

Действующее законодательство и практический опыт определяют земельный участок, как часть поверхности земли, включающей почвенный слой, недра и расположенные на нём объекты (включая природные), границы которой описаны и зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Границы — это необходимость, позволяющая сформировать из «земли», довольно абстрактного понятия, конкретный индивидуально-определенный объект, который в последующем может быть предметом отношений между разноплановыми субъектами.

Что такое границы участка?

Если не углубляться в терминологию, то границы земельного участка — это специальные обозначения в виде линий на топографическом плане, ограничивающие его как территориальный объект. В зависимости от ситуации, они не существуют не только на планах территорий, но также и закрепляются на местности при помощи специальных межевых знаков (вешек).

Во избежание и судебных разбирательств, границы должны быть:

  1. Подтверждены документально и оформлены с соблюдением всех требований.
  2. Согласованы с соседями, что фиксируется в акте согласования границ (сам акт отображается на ).

Закрепление границ межевыми знаками на местности называется выносом границ участка в натуру. Стоимость одного межевого знака — от 1,5 тыс. руб. Цена зависит от вида знаков (временные, постоянные) и того, кто их изготовил (заказчик или исполнитель).

Минимальный и максимальный размеры участка

Размер земельного участка — это одна из его одна из индивидуальных характеристик, представляющая собой площадь условно-ровной поверхности между его границами. Разнообразный рельеф (холмы, пригорки, низины и прочие) никогда не учитываются при её подсчёте.

Чтобы избежать препятствий в использовании на законодательном уровне установлено понятие о минимальных и максимальных площадях земельных участков. Установление наименьшего размера служит препятствием для дробления площадей, когда буквально каждый шаг территории принадлежит отдельному собственнику. Наличие же максимального предела необходимо для предотвращения излишней «глобализации» земельных участков одного назначения.

На законодательном уровне вопрос о максимальных и минимальных площадях прописан в статьях 11.9, 33 и 38 Земельного кодекса РФ. Эти нормы регулируют территориальные размеры участков, которые предоставляются бесплатно (первичная передача) разным категориям населения либо образуются в результате каких-либо действий владельца (раздел, присоединение).

  1. В отношении земельных участков, предназначенных под застройку — в градостроительных планах территорий.
  2. Для территорий, принадлежащих государству или муниципалитету, и предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности (садоводство, животноводство, огородничество), организации КФХ, дачного строительства предельные размеры площадей определяются соответственно федеральными или региональными законами.
  3. , личного подсобного хозяйства ограничиваются в пространстве положениями нормативных актов органов местного самоуправления.
    Не соответствующие установленным на каком-либо уровне нормам земельный участок не просуществует долго. Он, с большой долей вероятности, даже не появится в государственном кадастре, так как нарушение предела площади — это одно из самых категоричных оснований для постановки на учёт.

Наличие ограничения в размере вовсе не означает, что одно и то же лицо не может владеть несколькими подобными территориями, расположенными рядом. Например, Решение районного Совета г. Омска № 39 от 17.11.2004 г. устанавливает, что предназначенные под ИЖС участки должны иметь площадь не более 1 500 кв.м. То есть человек не может владеть большей по размеру территорией. Однако не запрещено иметь в собственности 2 смежных участка по 1 500 кв.м каждый.

Что такое многоконтурные земельные участки

Границы земельного участка, проходящие через поворотные (характерные) точки на местности, образуют его контур — замкнутую фигуру. Большинству людей привычна ситуация типа «один участок — один кусок территории». Однако далеко не всегда рельеф или объекты на местности позволяют создать участок одним массивом (контуром) .

Земельные участки, состоящие из нескольких замкнутых контуров, расположенных не смежно, но в пределах одного кадастрового квартала и разделённых иными землями — это и есть многоконтурные земельные участки.

Чаще всего образование таких сложных в конфигурации территорий — это необходимость обойти сложный рельеф вроде болот, оврагов, вымоин, которые могут быть включены в общий размер, но при этом «съедят» внушительную часть полезной площади участка. Также на несколько контуров территорию могут делить линии дорог, электропередач или участки, принадлежащие иным собственникам.

Процедура определения границ участка

Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства, которое включает в себя:

  • Изучение состава и состояния земель и определение принадлежности смежных участков и контактных данных их правообладателей.
  • Образование новых либо изменение существующих (раздел, соединение и прочие) объектов землеустройства в виде составления схем или межевых планов установленного образца.
  • Согласование границ с собственниками смежных участков или с государственными или муниципальными органами.
  • Постановка на кадастровый учёт и присвоение уникального .
  • Определение границ на местности.

Для того чтобы участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, объектом субъективных гражданских прав, он должен пройти по правилам, установленным ст. 70 ЗК РФ.

Какой минимальный доступ от границы земельного участка допустим, если на нем планируется разместить дом или другое сооружение? Эта информация указывается на чертеже градостроительного плана участка, подготовленного в процессе межевания.

На видео ниже приведены нюансы определения границ

Корректировка на местности и координаты земельного участка

Границы земельного участка во время устанавливаются при помощи специальной системы координат (с указанием географических показателей), набор показателей которых в дальнейшем переносится в государственный кадастр и помогают определить положение участка на местности.

Ситуации, когда сведения о координатах участков содержат неточности, на практике случаются нередко. Законодатель разделяет все появляющиеся в процессе работы ошибки на 2 группы:

  1. Технические ошибки в виде опечаток и ошибок (грамматических и арифметических), допущенных органами кадастрового учёта во время работы со сведениями о земельном участке. Всё же в государственных органах работают не программы и всегда есть вероятность расхождения сведений из-за человеческого фактора.
    Технические ошибки в сведениях кадастра исправляются самими органом кадастрового учёта, после получения им уведомительного заявления от правообладателя или иного заинтересованного лица, выявившего неточность в сведениях.
  2. Кадастровая ошибка , которая согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона «О кадастре недвижимости» представляет собой неточность в виде наложения (частичного) контуров разных земельных участков. Происходит подобное из-за разных систем координат, в которых велось межевание последние 20 лет или из-за плотной застройки, изменения рельефа.

Границы земельного участка могут быть скорректированы в любой момент по желанию собственника, решившего изменить поворотные точки или уточнить площадь. В последнем случае размер участка может ещё и увеличиться в пределах 10% , что часто и является причиной для корректировки границ.

Любая корректировка границ должна оформляться по той же процедуре, что и межевание нового земельного участка.

Порядок изменения границ участка при их наложении

В ситуации, когда владельцы выясняют, что границы нескольких земельных участков накладываются одна на другую, либо имеет место пересечение границ. Возможно несколько вариантов решения проблемы:

  1. Административное решение вопроса в виде корректировке собственниками смежных территорий границы с привлечением к работе кадастрового инженера. Межевой план при этом содержит заключение с выводом о наличии ошибки, информацию об уточнениях и акт согласование местоположения участка. Последний может и не составляться, если общая площадь и конфигурация (форма) территории не изменились.
  2. Судебное решение вопроса , при котором выявивший ошибку правообладатель участка обращается в суд по месту нахождения участка с заявлением о понуждении «соседей» произвести уточнение границ. В качестве ещё одного варианта — это может быть исковое заявление о признании новых границ участка и внесения соответствующих изменений в государственных кадастр.

Как поступать в случае возникновения споров при определении границ и что показывает судебная практика?

Ответы приведены на видео ниже.

Градостроительным Кодексом Российской Федерации (ст.1 п.4) установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 56 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Кодексом и федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Кодексом для охранных зон, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека; охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах определен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» зоны с особыми условиями использования территорий и их части являются объектами землеустройства сведения, о которых – индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное); описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон – вносятся в государственный кадастр недвижимости согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий осуществляется при выполнении землеустроительных работ, в результате проведения которых составляется карта (план) объекта землеустройства, оформленная в виде бумажного и электронного документа по форме и требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению».

Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (далее – Порядок) установлены правила и особенности описания местоположения границ объектов землеустройства.

писание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий, согласно п. 2 Порядка, осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных, предусмотренных законодательством документов и сведений.

Местоположение границ устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Координаты характерных точек границ определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ зоны.

Выбор метода определения координат характерных точек границ зон с особыми условиями использования территорий (геодезический; метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический; картометрический; аналитический) осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат характерных точек таких границ.

Если характерная точка границы зоны совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка.

ри выполнении работ по описанию местоположения границ зон с особыми условиями использования территории необходимо учитывать особенности, установленные требованиями п. 6.1 Порядка. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов, земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.

При описании местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий карта (план) составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа. Для оформления графической части карты (плана), подготовленной в результате описания местоположения границ, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.