Все пиратские корабли. Пиратские корабли

Названия пиратских кораблей из тематического раздела (сайта) «Веселый Роджер» (с пиратского сайта спиратил):

«Бриг “Чёрный призрак . Когда - то принадлежал одному известному пирату. Торговцы как огня боялись этого корабля. Он знаменит тем, что появлялся буквально из ниоткуда и совершал свои нападения.

Пиратский фрегат "Le periton" (Перитон)

Могучий летающий олень перитон мог бы, пожалуй, сравниться с греческим Пегасом. Как свидетельствуют древние сказания, зверь имел одну отличительную особенность.
Он отбрасывал человеческую тень, благодаря чему учёные полагали, что перитон - это дух погибших вдали от дома путешественников. Крылатых оленей часто видели в античные времена на островах Средиземного моря и возле Гибралтарского пролива. Полагали, что перитоны питаются людьми. Они всем стадом набрасывались на растерявшихся моряков и пожирали их. Ни одно оружие не могло остановить могучего и страшного зверя.

"El corsario descuidado" В переводе с испанского - "Беспечный корсар". Молодой владелец этого красивейшего брига о красных парусах никогда не знал поражений. Он выигрывал битву за битвой, всё выше поднимаясь по финансовой лестнице. За ним велась охота - каждая из держав желала заполучить голову корсара.
Однажды, молодой пират, после очередного успешного ограбления, забил трюм своего корабля под завязку. Судно шло медленно и постоянно проседала. Да и течь в корме брига была не кстати...
"Беспечный корсар" резко остановился и пошатнулся. "Что случилось?" - подумал молодой пират. Выглянув за борт, он понял, что настал конец его подвигам. Днище его корабля было разорвано в щепки рифами. Запасные лодки уже успела разобрать команда.
Молодой пират стоял на носу своего судна, не веря в происходящее. На его глаза навернулись слёзы, его голова поникла. "Отчего?!" - Поднял свои руки к небу пират. - "За что?"
"За беспечность" - Ответил рядом стоящий боцман , не желающий покидать своего капитана.
Корабль шёл ко дну.

Фрегат "Вездесущщая Смерть"- это гроза Карибского моря. Неизвестный пират который на нем ходит разграбил все колонии нового света. При встрече с этим кораблем в море, торговцы просто молятся чтоб остаться в живых чего не происходит. Так как денег в колониях нет теперь он держит курс в воды Мадагаскара в рай для пиратов
самое романтическое название
корвет "Фиалка"-назван в честь дочери капитана. Это имя ей дал ее отец в честь великолепнейшего цветка
самое величественное название
бетлишп "Петр I"-это гроза от Российского Государства для Британии. Это флагман эскадры содержащий 6 других кораблей.

Корвет "Виктория Кровавая Баронесса" - корабль назван в честь девушки-пирата, которая известна своим вспыльчивым характером и невероятной жестокостью. На этом корабле плавала она сама. Изящный, быстрый, как ветер, корвет, с белыми парусами и невероятно красивый. Но, как всегда полагается, справедливость восторжествовала - пиратку казнили, а сам корабль отдали испанскому губернатору.

Фрегат "Черная месть" ужас всех моряков, его капитан настоящий дьявол, его судно развивает невиданною скорость, а корпус непробиваем для ядер, по слухам боцман на корабле - может разбить малый корабль 1 ударом...

Корвет "Приз Удачи" на нём ходил неизвестный пират которому
сопутствовала удача. Его Корвет был достаточно мощным и быстрым. Чтобы догнать и разбить.

Фрегат "Плохая девочка"
Это народное название корабля, так как точного его названия никто не знает..
В водах Карибского архипелага появился некий капитан, который грабил суда, оставляя при этом всего двух свидетелей: одного без глаз, другого без языка… Видимо для того, что бы наводить ужас на людей… должен сказать, что у "парочек" получалось это с лихвой... Со слов "счастливчиков" была составлена картина нападений.
Все происходило в пасмурную погоду, ранним утром до восхода солнца, когда над водой ещё стоял туман... Мертвую тишину нарушал пронизывающий до костей девичий смех. Он раздавался ото всюду, то с одной стороны, то с другой… От этого звука у людей лопались барабанные перепонки, текла кровь, часть из них не в силах больше терпеть, выбрасывалась за борт, другие же от панического страха не могли пошевелиться с места.. Фрегат подходил молча, без единого выстрела. Команда "девочки" забирала груз, уцелевших людей, и также тихо отчаливала, оставив двух свидетелей… Больше взятых в плен людей никто не видел и ничего о них не слышал...
По всей видимости пиратский капитан заключил сделку с самим Люцифером, которому доставались души людей..

самое величественное название
линейный корабль "Приговор"
Капитан этого пиратского корабля был человеком чести, поэтому всегда давал своим жертвам выбор - сдаться, и тогда им будет дарована жизнь, или же дать бой и тогда пусть Дьявол их рассудит… Своими действиями люди сами подписывали себе Приговор

Самое глубокомысленное название
Бомбардирский корабль "Колокол"
Девиз этого корабля: "Звон его не для него"
Корабль создан специально для борьбы с береговыми укреплениями, оснащен самыми мощными и дальнобойными орудиями..
Когда раздавался "звон" с одного из бортов этого корабля, это могло означать только одно - ещё долго в ушах выживших будет звенеть эхом роковой залп.
название кораблю дал Петр I при строительстве Азовского флота

Фрегат "Цербер".
С давних пор пиратский остров «Бермуды» был убежищем корсаров. Но у этого остова не было сильной защиты в виде форта или других укреплений. Единственной защитой его были многочисленные скалы и рифы. Но со временем были составлены карты этого острова и в спокойную погоду эти естественные препятствия уже не составляли опасности. Большое количество пиратских кораблей было потоплено у берегов Бермуд английскими и испанскими эскадрами. Корсары были в глубоком отчаянии и даже хотели навсегда оставить этот остров. И в эти самые тяжелые для них времена, черный фрегат под знаменем «Веселого Роджера» в одиночку стал противостоять всем кораблям пытавшимся напасть на «Пиратское поселение». Подобно призраку он появлялся из тумана и сокрушал своих врагов. Этот корабль всегда стоял на страже острова «Бермуды», словно сторожевой пес, он не подпускал ни одно врага к острову. Команда этого корабля была многочисленна, отличающаяся невероятной яростью и жаждой крови. Во главе команды стоял их капитан и два верных ему лейтенанта. За это корсары окрестили черный фрегат именем «Цербер» в честь трехглавого пса со змеиным хвостом, а на спине головы змей. Так же как мифический пес охраняющий выход из царства мертвых Аида, так и этот фрегат стоял на страже пиратского острова.

Линкор "Шекспир".
Этот линкор – флагманский корабль английской эскадры острова «Ямайка». Во всем Карибском море да впрочем и за его пределами не найдется ни одного корабля, который мог бы сравниться с ним по огневой мощи или скорости. Его назвали «Шекспир» в честь английского драматурга Уильяма Шекспира. Каждое из сражений линкора было произведением искусства, и «Шекспир» был автором этих произведений. Когда наблюдаешь за его боем, то сразу вспоминается какая-нибудь из драматических пьес Уильяма. Такая же горестная, но все же великая.

Шхуна "Черная Вдова" .
После гибели известного пирата в неравном бою с испанскими линкорами, его жена, будучи дочерью капитана и не понаслышке знакомая с морским делом - отчаянная и храбрая женщина, продав дом и все имущество, покупает шхуну, и наняв команду храбрецов, выходит в море, чтобы отомстить убийцам своего мужа

Шхуна «Алконавтика» .
Это название кораблю дали за дикое пристрастие его капитана и команды к рому, вину, элю, ну впрочем, ко всем жидким субстанциям, которые имеют в себе алкоголь. Невозможно было увидеть персонал этого корабля без выпивки. Уже ни один корсар не может вспомнить, когда хотя бы один член команды корабля «Алконавтика» был в трезвом состоянии, ну или хотя бы в состоянии похмелья. Даже корабли Англии или Испании не нападают на них, встретив их в открытом море. За дружелюбное отношение этих пиратов к окружающим, они стали желанными гостями на всех островах, на которые разрешалось заплывать пиратам.

Бриг «Горизонт».
Будучи философом, капитан этого судна часто любил размышлять на борту своего судна, смотря на море, тянущееся по всему горизонту. Он говорил, что в самый неподходящий момент на горизонте может появиться корабль, принадлежащий любой нации. Будет он дружествен или враждебен для капитана было не известно. И это обстоятельство не зависело ни от кого, кроме одного Бога. За ту таинственность и непредсказуемость, которую сочетал в себе горизонт – было решено именовать этот бриг «Горизонт» таким названием.

Фрегат "Zodiac"

Никто не знает, откуда он появился и где его построили, так как его бизань носила косые паруса, что делало его еще стремительней. Нападая исключительно по ночам и даже в шторм, он не оставлял никому ни единого шанса на спасение. Поговаривают, что после его появления, сам Морган стал неуютно чувствовать себя в архипелаге.

Корвет "Слезы Ангела"
Получил свое название после трагической истории произошедшей с одним корсаром
Долгое время один бесстрашный, дерзкий и благородный корсар на своем корвете ""Меч Апокалипсиса" наводил ужас на все испанское побережье Нового Света. От Белиза до Куманы, во всех городах, на площадях и тавернах висели объявления с обещанной наградой за его голову. Но никак не могли поймать этого "эль Диабло". И все таки как то раз он попал в устроенную ему ловушку. Выдержав страшнейший бой с превосходящими силами и чудом оставшись на плаву, "Меч Апокалипсиса" почти полностью разбитый, с остатками команды направился в свою лагуну зализывать раны, но по пути разыгрался жестокий шторм. Из последних сил, борясь со стихией, и без того израненная команда делала все возможное, чтобы спасти свой любимый корабль. Поняв, что все усилия напрасны, капитан скомандовал: - Всем в шлюпки! Оставить судно! - Команда бросилась выполнять приказ, и вскоре шлюпка с оставшимися в живых моряками, стала удаляться от тонущего корвета. И только отойдя на некоторое расстояние, моряки вдруг заметили, что с ними нет капитана. А капитан, стоя на мостике, смотрел в море и вместе с кораблем погружался в воду. Вскоре море полностью поглотило корабль.
- Настоящий капитан никогда не оставляет своего судна - сказал боцман. - Но мы должны выжить.
Им удалось добраться до земли и долго еще в тавернах пересказывали эту историю выжившие моряки и клялись, что когда последний клотик исчез по водой, они увидели в небе ангела.

Баркас «Дерзкий и Красивый». Капитан этого судна считает себя самым дерзким пиратом Карибского моря, а свой баркас – самым красивым кораблем всех времен и народов. Считал… Пока в однажды не столкнулся в открытом море с Золотым Флотом Испании. Дерзкий был пират. Красивый был баркас.

Мановар «Левиафан». Сей шедевр был построен англичанами на верфи города Портсмута. В его создании участвовали лучшие кораблестроители державы. Было вложено огромное количество денежных средств . Постройка корабля шла очень тяжело и медленно. И результат… полностью оправдал себя. И родился «Левиафан». Судно невиданной мощи и красоты. Мановар был направлен в Карибское море, для усиления английских морских сил. И вскоре стал сильнейшим судном в этих водах. Это даже не корабль, это сила природы, принижающая человека. Морское чудовище. Левиафан.

Корвет «Бреющий воду». Этот корабль принадлежит одному из самых опасных пиратов Карибов. Человеку по прозвищу Ворон. Никто не знает подлинную историю этого судна, за исключением самого капитана. Известно, что «Бреющий воду» самое быстрое судно Карибского моря. Не один корабль, не может сравниться с ним в скорости. Когда люди видят, как корвет бороздит морские просторы, то создается впечатление, что корабль бреет воду. Как острая бритва он рассекает волны.

Фрегат «Любимая». Капитан этого корабля Николас, был капером на службе Франции. Он честно и преданно служил своей державе, выполняя самые сложные поручения губернатора острова N. На одной из аудиенций у губернатора, он познакомился с его дочерью, очаровательной Жаклин. Вскоре девушка была похищена. Но Наколас нашел, и вырвал Жаклин из лап мерзавцев. Николас и Жаклин полюбили друг друга, и хотели пожениться. Но строгий отец Жаклин запретил свадьбу до тех пор, пока Николас не станет богатым и знаменитым. Николас принял это условия. И благодаря своей решительности и мужеству, вскоре получил титул барона и звание адмирала французского флота. И губернатору ничего не оставалось сделать, как выдать свою единственную дочь за капера. И была свадьба. Такой свадьбы не видел и не слышал еще ни один человек на Карибском море. Померк даже знаменитый Версаль. И честь этого события губернатор подарил своему зятю великолепный фрегат. Недолго думая, Николас назвал его «Любимая» в честь своей любимой жены.

Каравелла «Круг жизни». Львы хищники. Они едят антилоп. Антилопы травоядные они едят траву. Львы умирают, и на этом месте вырастает трава. Антилопа ест эту траву. А это значит, что вся жизнь замкнута в круг. Круг жизни. В далеком 17 веке, это заметил один ученый и исследователь, занимавшийся изучением природы Южной Африки. И в этот же день, он назвал свою каравеллу «Круг жизни».

"Пандора" Обладая божественным пламенем, украденного Прометеем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной.

Так появление моей "Пандоры" на горизонте сулило неосторожным негоциантам только горе и бедствия

Корвет "Black Scorpio " (Чёрный Скорпион )
Мощный и стремительный, он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, подобно скорпиону он выслеживает своих жертв и нападает словно призрак, не оставляя им не единого шанса. Когда те понимают, что происходит, становиться уже слишком поздно - их судьба предрешена...
Этот корабль и его капитан появились в Карибском море, чтобы мстить... Мстить за прекрасную девушку, чья жизнь столь скоротечно закончилась, оборвавшись в подземельях Святой Инквизиции. Неутолимая жажда мести столь сильно окутала душу молодого капитана и поработила его разум, что он перестал видеть мир в каких-либо других тонах, кроме черного и убивал... Убивал без оглядки, и разбора, убивал ради того, чтобы убивать. Корабль его, великолепный корвет - стремительный как пантера, мощный как лев и опасный как скорпион... Чёрный Скорпион...

Шхуна "Невесомость "
В то время не была известна невесомость, не летали корабли в космос, зато были великолепные парусники, бескрайний океан и бесконечная любовь, огонь которой раздувался ещё больше под свежим морским бризом. Два человека, две половинки одного сердца находились сейчас в одной капитанской каюте, а их корабль, словно на крыльях, словно невесомый, мчался в морскую даль, навстречу бесконечности...

Фрегат "Мёртвая вода "
Страшное пиратское судно, собравшее на своем борту, кажется, самых отъявленных головорезов со всего Карибского архипелага. Капитан судна, лишён всякого сострадания, а его сердце должно быть уже давно превратилось в твёрдый, холодный как мрамор, камень. При виде этого корабля на горизонте моряки предпочитали прыгнуть в море раньше, чем встретятся с ним лицом к лицу.
После себя эти пираты не оставляют ни одной живой души, а все тела сбрасывают в море... Вода в этих местах ещё долго останется мёртвой...

Мановар "Иуда "
Это был огромный мановар входящий в состав испанской карательной экспедиции в Новом Свете. Немало бед принёс он врагам испанской короны. Этот мощный корабль стал страшным орудием в руках Святой Инквизиции.
Но однажды, уплыв выполнять очередное поручение к Бермудским островам, "Иуда" так и не вернулся... Что с ним случилось никто не знает и поныне...

Фрегат "Transcendentis" ("Выходящий за пределы ") лат.

Корабль соответствовал названию, вселяя уверенность в свою команду и ужас в команду противника.

Корвет "Оскал " - на носу корабля была сделана огромная волчья голова с ужасным оскалом.
Только ее вид повергал в ужас трусливых торговцев и заставлял трястись даже бывалых вояк.
В сочетании с отличными характеристиками и сдвинутой на всю голову команду во главе с капитаном, долгое время сеял ужас по всему архипелагу.

Фрегат " Черная месть ", ужас всех моряков, огромные пушки и куча пиратов-скелетов жизнь переживших свою. И люггер и линкор боятся его. Он скорость в 19 узлов за секунды берёт, 2 сотенки пушек 48 калибра, ну как не бояться его?..»

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Малые пиратские корабли

Как мы уже говорили, большинство пиратов начинало свою карьеру с небольших кораблей. Самыми маленькими судами в водах Нового Света в тот период были пинасы, баркасы, плоскодонные суда. Многие из них были известны в акватории Карибского моря с XVI в. Термин пинас имеет два разных значения. Во-первых, под пинасом обычно понимают полубаркас – открытое одномачтовое судно водоизмещением не более 60 т. Во-вторых, пинасами также называли более крупные палубные суда водоизмещением 40-80 т. Позднее пинасы достигли водоизмещения 200 т, превратившись в трехмачтовые суда, способные нести артиллерию. В разных странах один и тот же термин мог иметь разные значения, кроме того, значения терминов менялись со временем.

Первоначально пинасами называли весельные баркасы, имевшие также одну мачту с латинским или гафельным парусом. Обычно баркас имел в длину не более 10 м и использовался для вспомогательных целей на больших торговых судах и боевых кораблях. Хотя морские историки по-прежнему спорят на эту тему, представляется, что термин шлюп скорее всего обозначал тот же пинас, но с прямым парусным вооружением. Испанцы называли пинасы «длинными баркасами», испанский баркас нес прямое парусное вооружение. Голландцы использовали слово пинге, под которым понимали любое малое торговое судно водоизмещением до 80 т., встречавшееся на Карибах на протяжении XVII в. В конце XVII в. пираты активно применяли все эти малые суда в своем преступном промысле.

В другом значении «пинас» означал самостоятельное судно водоизмещением 40-200 т. Пинас мог нести любое число мачт, в описываемый нами период чаще всего встречались трехмачтовые пинасы. Трехмачтовые пинасы могли нести любое парусное вооружение, чаще всего комбинацию прямых и латинских парусов. Вооружение пинасов состояло из 8-20 пушек. В конце XVII в. пираты вроде Генри Моргана использовали большие пинасы в качестве основных кораблей своих пиратских флотов, хотя флаг держали на более крупных кораблях. Термин флайбот (flyboat) обычно означал плоскодонное торговое судно, обычно голландское, причем в голландском языке имеется специальный термин fluyt. К концу XVII века под флайботами стали понимать небольшие суда, предназначенные для прибрежного плавания. Испанцы называли такие суда словом balandra. Голландцы и испанцы активно использовали плоскодонные флайботы для патрулирования побережья, разведки, перевозки живой силы, а также в качестве небольших боевых кораблей и рейдеров. Самым мелким судном карибского бассейна в XVII в. было индейское каноэ. Каноэ могли быть самого разного размера. Самые маленькие каноэ не вмещали и четверых, тогда как крупные каноэ могли нести мачту, пушки и многочисленный экипаж. Каноэ также активно применялись пиратами.

Корабли, плавившие в Карибском море в конце XVI в. Слева направо: флюйш, пинас и барка, шлюп, пинг, длинная барка, периаг, каноэ, ялик.

В последнее десятилетие XVII века термины «пинас», «длинный баркас» и «флайбот» вышли из употребления. Нельзя сказать, что старые типы карибских кораблей резко уступили место новым типам. Скорее, теперь корабли стали классифицироваться по парусному вооружению и числу мачт, нежели по размерам корпуса и назначению.

Прежде чем продолжить наше повествование, следует определить основные типы судов «золотого века пиратства». Шлюпом называли небольшое одномачтовое судно с косым парусным вооружением и кливером. Бригантиной называли двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми внизу и прямыми вверху парусами па

грот-мачте. Кроме того, бригантина несла кливера на бушприте. Бриг представлял собой вариант бригантины с прямыми парусами на обеих мачтах. Бригантина с косыми парусами называлась шнява.

Анализ пиратских нападений в период между 1710 и 1730 г. в водах Нового Света показал, что в половине случаев пираты действовали на шлюпах. Большинство остальных пиратских кораблей несли прямые паруса. Реже всего встречались бригантины, бриги и шнявы, а в отдельных случаях пираты действовали на отрытых лодках и баркасах. Но следует иметь в виду, что данную статистику можно оспорить. Во- первых, такие пираты, как Бартоломью Робертс, захвативший более 200 кораблей, путают статистику. Во-вторых, Тич и Робертс применяли сразу флотилии кораблей, в которых легкие корабли действовали под прикрытием большого флагмана.

В любом случае ясно, что шлюп был наиболее важным типом пиратского корабля. Почти все пираты начинали свою карьеру с этого типа кораблей. В настоящее время под шлюпом понимают одномачтовое судно с косым парусным вооружением. В годы «золотого века пиратства» термин был менее определенным, его применяли для обозначения разных судов с разным парусным вооружением. Шлюпы появились на военной службе в середине XVII в., один из первых шлюпов был захвачен англичанами в Дюнкерке. При длине киля около 12 м и ширине в миделе чуть более 3,5 м, шлюпы были самыми маленькими самостоятельными кораблями флота. Шлюпы несли минимальное вооружение из четырех пушек. В Англии под шлюпами также понимали маленькие двухмачтовые корабли с прямым парусным вооружением. Некоторые военные шлюпы несли три мачты.

Шлюп Flying Dragon Эдмунда Кондента, 1719 г.

Когда в 1718 г. па Багамских островах была основана английская колония, пират Эдмунд Кондент бежал из Нью-Провиденса на небольшом шлюпе вместе с несколькими пиратами, не согласными принять амнистию. После первой неудачи пираты захватили первую добычу в районе островов Зеленого Мыса. После этого экипаж сместил старого капитана, освободившуюся должность занял Кондент. Вскоре пираты захватили несколько судов, в том числе хорошо вооруженный шлюп португальского военного флота. Кондент решил сохранишь шлюп, присвоив ему имя Flying Dragon. Шлюп пересек Атлантику и достиг Бразильского побережья, а затем двинулся на юго-восток к мысу Доброй Надежды, откуда вышел в Индийский океан. Кондент достиг Мадагаскара летом 1719 г. В течение ближайшего года он плавал по Индийскому океану, грабя встреченные суда. В ходе нападений Кондент показал себя опытным капитаном. На французском острове Реюньон он вел переговоры с местным губернатором, пытаясь получить у него амнистию. Подробностей мы не знаем, но вскоре Кондента сместили, а на его место выбрали Однорукого Билли. В 1721 г. шлюп Fiery Dragon сгорел из-за случайного пожара. когда стоял на якоре в Мартинике. Недавно археологам удалось обнаружить остатки корпуса корабля.

Здесь шлюп изображен в виде, типичном для «золотого века пиратства». Водоизмещение 150 т. длина 16 м, ширина в миделе 5,5 м, вооружение К) пушек, экипаж 50-75 человек.

До наших дней сохранились чертежи шлюпа HMS Ferret, построенного в 1711 г. Эго крупный шлюп, длина киля 15 м, длина по палубе 19 м, ширина в миделе 6,3 м, осадка 2,7 м. При водоизмещении 115 т. шлюп нес 10-12 пушек. Кроме пушечных портов в каждом борту имелось по восемь гребных портов, что позволяло шлюпу двигаться на веслах при штиле. Не ясно, сколько мачт было у корабля – одна или две. Скорее всего, мачт было две, так как известно, что пять лег спустя военные шлюпы строились с двумя мачтами. Но если мы в обшем представляем, как выглядел военный шлюп, с видом пиратского шлюпа неясностей гораздо больше. Хотя не сохранилось ни одного чертежа торгового шлюпа, мы можем реконструировать внешний вид этих судов по рисункам того времени и чертежу, относящемуся к середине XVIII в. из Architecture Navalis Mercatoria Фредерика Генри Чепмена. Мы знаем, что шлюпы, строившиеся на Ямайке и Бермудах особо ценились за свои скоростные качества. Шлюпы с Ямайки представляли собой развитие пинасов, строились из виргинского можжевельника. Их можно было легко узнать по низкому надводному борту и опрокинутым назад мачтам. Аналогичные шлюпы строились на Бермудах, Чапмен представляет чертежи именно такого шлюпа.

Шлюп Чапмена имеет в длину 18 м (длина киля 13,5 м) и ширину в миделе 5 м. Единственная мачта шлюпа завалена назад под углом 12 град. Длинный бушприт установлен под углом 20 градусов к горизонту, парусное вооружение шлюпа состояло из косой бизани, прямого марселя и одного-двух кливеров. Верхняя и нижняя реи косой бизани но длине лишь немного уступали длине корпуса. Поэтому шлюп нес огромное для своего водоизмещения парусное вооружение. Водоизмещение оценивается в 95-100 т. Вооружение состояло из 12 пушек. Верхняя палуба шлюпа непрерывно шла от носа до кормы, не прерываясь квартердеком.

Charles Galley – систершип Adventure Galley, каперского корабля, построенного для Уильяма Кидда в 1696 г. Оба корабля могли идти на веслах, для которых имелись порты в нижней части борта.

Голландская гравюра тропического порта, около 1700 г. На переднем плане пираты. Подобного рода бухты в Вест-Индии и на северо-востоке Мадагаскара использовались пиратами для килевания своих кораблей и пополнения запасов провизии. На переднем плане небольшой пинас.

Роспись по фаянсу, конец XVII в. Голландское китобойное судно. Бартоломью Робертс разорил китобойный и рыболовецкий промысел Новой Англии в ходе своего рейда летом 1720 г. Китобой, способный нести 16 пушек, походил на судно, захваченное Робертсом в августе того года.

Чертеж прекрасно согласуется с тремя изображениями колониальных американских шлюпов, сделанных в начале XVIII в. На гравюре работы Уильяма Берджиса (1717 г.), изображающей гавань Нью-Йорка, показан шлюп Fancy, который использовался в роли частной яхты. Как многие другие шлюпы, Fancy имел одну мачту и парусное вооружение, описанное Чапменом. Обращает на себя внимание и округлая кормовая рубка, закрывающая заднюю часть квартердека. На другой гравюре Уильяма Берджиса, также датированной 1717 г., изображен шлюп, стоящий на якоре у Бостонского маяка. Хотя шлюп несет семь пушек на каждый борт, это торговое судно, а не боевой корабль. В начале XVIII века угроза пиратов возросла настолько, что купцы начали ставить на свои корабли дополнительную артиллерию, сохранились даже свидетельства того времени, о повышенном спросе на мелкокалиберную корабельную артиллерию. На третьей гравюре изображен порт Чарлстон, Южная Каролина. На переднем плане показаны различные корабли, в том числе несколько шлюпов. Все они одномачтовые, только у одного из них прямой марсель. Хотя мы не знаем в точности, как выглядели пиратские шлюпы, схожесть всех трех гравюр с чертежами Чапмена позволяет нам достаточно хорошо реконструировать вид шлюпов.

В отношении бригантин все немного проще. Мы располагаем несколькими изображениями бригантин, относящимися к интересующему нас периоду. Их оснастка оставалась неизменной в течение столетия после окончания «золотого века пиратства». Чапмен донес до нас ряд чертежей бригантины, которые также позволяют многое узнать о конструкции судов данного типа. Термин «бригантина» появился до 1690 г. Уже тогда у бригантины на фок-мачте имелись прямые паруса, а на грот-мачте комбинация прямых и косых парусов. К середине XVIII века появился термин «бриг», который обозначал двухмачтовый корабль с косым гротом, перед которым отсутствовал прямой парус. Между грот- и фок-мачтой поднимали стаксель. В начале XVIII века термином «бриг» также обозначали стандартную бригантину. Под шнявой в это время понимали вариант бригантины с допол

нительной вертикальной мачтой, установленной сразу за грот-мачтой. Пираты применяли все эти типы кораблей больше по необходимости, нежели по собственной воле. Бригантины и ее модификации не имели столь мощного парусного вооружения, какое нес шлюп. Наиболее быстрые корабли с прямым парусным вооружением использовались для перевозки рабов в Новый Свет.

В начале XVIII в. на Атлантике появился новый тип корабля – шхуна. Шхуна представляла собой двухмачтовое судно с косыми парусами и иногда дополнительным прямым марселем на фок-мачте. Первое упоминание о шхунах содержится в Boston Newsletter (1717). Спустя шесть лет в другой бостонской газете сообщалось о пиратской шхуне под командованием Джона Филлипса, действовавшей в районе Ньюфаундленда. В действительности шхуна была судном из Новой Англии, захваченным Филлипсом в районе Большой Ньюфаундлендской банки. Шхуны могли плавать в американских водах и до 1717 г., хотя популярностью они не пользовались. На период с 1710 по 1730 г. только 5% пиратских нападений происходило с применением шхун. В позднейшее время писатели-беллетристы стали часто помещать героев своих пиратских романов на борт шхун, поскольку в позднейшее время шхуны получили большое распространение.

Резюмируя, мы утверждаем, что основным малым кораблем пиратов эпохи «золотого века пиратства» был шлюп.

Малый шлюп Fancy служил яхтой полковника Льюиса Морриса, командующего Нью-Йоркским ополчением, начало XVII/ в. Типичный пример судна, плававшего в районе североамериканского побережья в годы «золотого века пиратства».

Хорошо вооруженный флюйт, конец XVII в. 18 пушек, стоящих на борту судна, должны были помочь в случае нападения пиратов. Мелкая осадка флюйта позволяла ему заходить в небольшие порты Карибского моря. Судно могло также брать на борт до полутора сотен солдат, полному флюйты часто использовались в роли войсковых транспортов.

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Малые танки и танкетки В Советском Союзе, как и в других странах, накануне Второй мировой войны основу танкового парка вооруженных сил составляли легкие танки. Назначение их в тот период было весьма разнообразным - разведка, непосредственная поддержка пехоты и ведение

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

Корабли Примечания: ДМП - длина между перпендикулярами - расстояние между форштевнем и ахтерштевнем. Эта длина ближе всего соответствует длине ватерлинии. Под шириной понимается максимальная ширина. Глубина трюма определяется как высота между днищем корабля и уровнем

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Малые флоты На последних этапах Второй Мировой войны несколько французских военных кораблей действовали совместно с силами союзников на Средиземном море, в Атлантике и на Тихом океане. Самым известным среди них был линкор «Ришелье», достроенный в США в 1943 году. Однако

Из книги Галеры. Эпоха ренессанса, 1470–1590 автора Иванов С. В.

Малые гребные корабли Боевые галеры обычно держали в резерве для участия в генеральных сражениях. Постоянные боевые действия велись с помощью малых гребных кораблей (galiots, fustas и bergantines). Их использовали для совершения набегов, разведки, доставки депеш, быстрой переброски

Из книги Боевые корабли Японии и Кореи, 612–1639 гг. автора Иванов С. В.

Японские пиратские корабли Пиратские корабли XIV века обладали достаточной мореходностью. Часто их переделывали из торговых джонок, хотя на китайских рисунках, изображающих набеги вако, пираты показаны действующими на маленьких лодках. Лодки использовались для

Из книги Техника и вооружение 2014 02 автора

Средние и малые боевые корабли: секи-буне и кобая Средние боевые корабли или секи- буне выглядели как уменьшенные атака-буне, но имели остроконечный нос. Кроме того, на средних кораблях почти не встречалась надстройка. Рулевой управлял кораблем, стоя на открытой палубе.

Из книги Минные крейсера России. 1886-1917 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

Десантные корабли ВМФ России. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» Владимир Щербаков В воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, я прочитал захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Малые крейсера Черного моря

Из книги Корабли пиратов, 1660–1730 автора Иванов С. В.

Из книги Партизанская война в 1812 г. автора Курбанов Сайидгюсин

Из книги Лихолетье: последние операции советской разведки автора Леонов Николай Сергеевич

ГЛАВА 2. Малые победы В начале Отечественной войны, во время отступления наших армий от границы, атаман донских казаков генерал от кавалерии Платов прикрывал своими казаками 2-ю армию (Багратиона). К 19 июня 1-я армия М.Б. Барклая де Толли сосредоточилась в Свенцянах, П.И.

Из книги Подводные лодки XII серии автора Игнатьев Э. П.

Большие и малые хлопоты разведки В 70-е годы большое место в наших политических заботах занимали страны так называемою «третьего мира». Интерес к ним менялся по интенсивности и по формам своего проявления. В годы администрации Н. С. Хрущева СССР, еще не потерявший

Из книги С кортиком и стетоскопом автора Разумков Владимир Евгеньевич

Первые малые подводные лодки Советского ВМФ 22 февраля 1932 г. Совет Труда и Обороны (СТО) СССР издал постановление о строительстве 30 малых подводных лодок, со сроком сдачи первых шести к 1 июля, а остальных - к 1 декабря 1932 г. Лодки предназначались для спешно формируемых

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Уборки большие и малые Уборки на кораблях - святое дело. Когда человек впервые попадает на корабль и видит идеально убранные палубы, отливающие золотом медяшки, чистые белые чехлы на оружии и шлюпках, он не думает о том, чем это достигается. А достигается это бесконечными

Из книги Флот Римской империи [Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Кон автора Старр Честер Г.

Малые танки «2592» («ТК») «2592» («ТК»)Япония избежала почти повального в 20-30-е годы увлечения безбашенными танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Прототип малого танка «2592» (нередко именуется «танкеткой 92 ТК») был построен фирмой

Из книги автора

§ 1. Корабли Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.


«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.


«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

Мейнард приказал уцелевшим матросам укрыться на нижней палубе и начал сбрасывать за борт все, что только можно, с целью облегчишь корабль. Спешно облегчались и два других корабля. Мейнард установил два трапа, по которым его матросы могли бы быстро подняться наверх. Черная Борода думал, что у противника все еще есть численное превосходство. Выстрелом из вертлюжной пушки сбило кливер на Adventure. Пиратский корабль крепко сидел на мели. Тем временем Jane сумел сняться с мели и двинулся к пиратскому кораблю. Черная Борода приказал метать ручные гранаты. Но потери оказались минимальными, так как английские матросы находились в укрытии. Пираты закинули абордажные крючья и попытались взять шлюп на абордаж. В этот момент из трюма выскочили укрытые матросы. В завязавшейся свалке погиб сам Черная Борода и десять его матросов. Остальных пиратов взяли в плен. С гибелью Черной Бороды угроза пиратства в регионе исчезла.

Наконец, в начале 1721 г. пират Бартоломью Робертс захватил большой фрегат Onslow, принадлежавший Королевской Африканской кампании. В «Жизнеописании капитана Робертса» Джонсон сообщает о том, как переделал Роберте захваченный трофей:

«Пираты приспособили Onslow для своих нужд. Они снесли надстройки, выровняв палубу, сделав корабль пригодным для ведения морского разбоя. Пираты присвоили кораблю имя Royal Fortune и вооружили его 40 пушками».

Таким образом, мы получили достаточно вразумительное представление о том, в чем заключалась переделка корабля пиратами. Во-первых, пираты сносили все временные надстройки, в которых перевозились дополнительные грузы. Большая свободная палуба позволяла разместить на ней больше артиллерии. В тот период торговые суда обычно несли пушки только на верхней палубе. Пираты прорезали в бортах дополнительные орудийные порты. Пираты, которые придерживались идей равенства, также сносили переборки большинства кают, оставляя единственную капитанскую каюту на корме. Отсутствие кают также увеличивало внутреннее пространство корабля на носу и корме.

Пираты могли пойти на еще более радикальную переделку. Робертс и Лоутер сделали свои корабли «ровными от носа до кормы». То есть они срезали бак и ют, сделав так, что палуба корабля шла ровно от носа до кормы. Даже на маленьких шлюпах и бригантинах, не говоря уже о фрегатах, кормовая надстройка занимала большую часть палубы. С корабля также снимали все элементы украшений, которые не имели практического значения. В результате палуба корабля приспосабливалась к тому, чтобы нести мощную артиллерию и многочисленную абордажную команду. Всю артиллерию со старого корабля пираты переносили на новый. На Onslow/Royal Fortune пушки стояли как на главной, так и на расчищенной верхней палубе. В результате большой корабль превращался в грозную боевую единицу. Меньшие корабли, такие как Pearl/Royal James и Gambia Castle/Delivery не получили вооружения на нижней палубе, но на верхней палубе были добавлены пушечные порты. Несколько пушек ставили в направлении вперед и назад по ходу, так как отсутствие надстроек позволяло это сделать.

Бой между английским пиратским кораблем (слева) и испанским галеоном, 1670-е гг. Обратите внимание насколько непохожи эти два корабля.

Английский пиратский корабль Sgnet конца XVII века нес прямое парусное вооружение. Он был вооружен 12 большими и 6 вертлюжными пушками, экипаж 150 человек.

Наконец, из отчетов обследования захваченных пиратских кораблей следует, что пираты также меняли и такелаж корабля. Целью переделки также было увеличить скорость корабля и освободить место. Латинские паруса меняли на прямые, часто спиливали бизань-мачту, перенося при этом грот-мачту дальше к корме. Например. бриги и шнявы отличались от бригантин прямым парусным вооружением, которое и предпочитали пираты. В материалах пираты недостатка не ощущали, все, что им было нужно, они могли захвати ть на море.

Так, Джонсон сообщает, что Бартоломью Робертс захватили лондонское судно Samuel, обнаружив на нем «паруса, пушки, порох, канаты, а также 8000 или 9000 фунтов отборных товаров».

Вход в озеро Маракайбо, 1699 г. Бригантина (слева) и двухмачтовая яхта (справа). В 1669 г. здесь принял бой Генри Морган. Судя по парусам, ветер дует в сторону берега.

Гибель испанского флагмана в бою у отмели Маракайбо, 1669 г. Хотя в Новом Свете брандеры использовались редко, Морган пошел на этот необычный шаг, так как имел в распоряжении несколько захваченных судов и запасы пороха.

Малые пиратские корабли

Как мы уже говорили, большинство пиратов начинало свою карьеру с небольших кораблей. Самыми маленькими судами в водах Нового Света в тот период были пинасы, баркасы, плоскодонные суда. Многие из них были известны в акватории Карибского моря с XVI в. Термин пинас имеет два разных значения. Во-первых, под пинасом обычно понимают полубаркас – открытое одномачтовое судно водоизмещением не более 60 т. Во-вторых, пинасами также называли более крупные палубные суда водоизмещением 40-80 т. Позднее пинасы достигли водоизмещения 200 т, превратившись в трехмачтовые суда, способные нести артиллерию. В разных странах один и тот же термин мог иметь разные значения, кроме того, значения терминов менялись со временем.

Первоначально пинасами называли весельные баркасы, имевшие также одну мачту с латинским или гафельным парусом. Обычно баркас имел в длину не более 10 м и использовался для вспомогательных целей на больших торговых судах и боевых кораблях. Хотя морские историки по-прежнему спорят на эту тему, представляется, что термин шлюп скорее всего обозначал тот же пинас, но с прямым парусным вооружением. Испанцы называли пинасы «длинными баркасами», испанский баркас нес прямое парусное вооружение. Голландцы использовали слово пинге, под которым понимали любое малое торговое судно водоизмещением до 80 т., встречавшееся на Карибах на протяжении XVII в. В конце XVII в. пираты активно применяли все эти малые суда в своем преступном промысле.

В другом значении «пинас» означал самостоятельное судно водоизмещением 40-200 т. Пинас мог нести любое число мачт, в описываемый нами период чаще всего встречались трехмачтовые пинасы. Трехмачтовые пинасы могли нести любое парусное вооружение, чаще всего комбинацию прямых и латинских парусов. Вооружение пинасов состояло из 8-20 пушек. В конце XVII в. пираты вроде Генри Моргана использовали большие пинасы в качестве основных кораблей своих пиратских флотов, хотя флаг держали на более крупных кораблях. Термин флайбот (flyboat) обычно означал плоскодонное торговое судно, обычно голландское, причем в голландском языке имеется специальный термин fluyt. К концу XVII века под флайботами стали понимать небольшие суда, предназначенные для прибрежного плавания. Испанцы называли такие суда словом balandra. Голландцы и испанцы активно использовали плоскодонные флайботы для патрулирования побережья, разведки, перевозки живой силы, а также в качестве небольших боевых кораблей и рейдеров. Самым мелким судном карибского бассейна в XVII в. было индейское каноэ. Каноэ могли быть самого разного размера. Самые маленькие каноэ не вмещали и четверых, тогда как крупные каноэ могли нести мачту, пушки и многочисленный экипаж. Каноэ также активно применялись пиратами.

Корабли, плавившие в Карибском море в конце XVI в. Слева направо: флюйш, пинас и барка, шлюп, пинг, длинная барка, периаг, каноэ, ялик.

В последнее десятилетие XVII века термины «пинас», «длинный баркас» и «флайбот» вышли из употребления. Нельзя сказать, что старые типы карибских кораблей резко уступили место новым типам. Скорее, теперь корабли стали классифицироваться по парусному вооружению и числу мачт, нежели по размерам корпуса и назначению.